Электронное учебное пособие по физической культуре для педагогов дошкольного образования

Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников

    Развитие и совершенствование всестороннего физического вос- питания ребенка, его воздействие на организм — процесс долгий и сложный. Поэтому тщательное планирование учебного материала в дошкольных учреждениях имеет огромное значение. Оно пред- полагает распределение физических упражнений и приемов их про- ведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени.
    Программа решения задач физического воспитания ребенка включает общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры-эстафеты, упражнения со спортивными элементами.
    Педагог тщательно продумывает систему подготовительных и подводящих к освоению основных движений упражнений, учиты- вает основные физические принципы — систематичность, после- довательность и т.д.
    Важно при планировании учитывать этапы обучения, что обес- печивает систему усвоения программного материала.
    В дошкольных учреждениях используются разные формы пла- нирования, цикличное планирование с учетом смены времен года. Наиболее распространено спиралевидное, обеспечивающее посте- пенное усложнение двигательного действия от возраста к возрасту, от группы к группе. Оно подчиняется закону отрицания отри- цания, обеспечивающему отмирание примитивных форм движения по мере формирования навыка, появления новых, более ко- ординированных и сложных технических видов движений.
    Планируя двигательный материал, необходимо учитывать сле- дующие факторы:
    1. Выбор упражнений — это сложный процесс физического воспитания, предопределяющий всестороннее физическое совер- шенствование детей. Планируя, надо учитывать конкретные эко- номико-бытовые условия, правила гигиены, режим труда и от- дыха, особенности врожденного физического развития детей, со- ответствие количества движений и способности ребенка их вы- полнять. Важно, чтобы при этом у ребенка возникали положи- тельные эмоции.
    2. Планирование должно гарантировать правильное и своевре- менное выполнение учебно-развивающих, оздоровительных и вос- питательных задач на разных этапах обучения с учетом програм- мных требований, контингента группы, условий работы. Исходя из этого составляется содержание занятий по физическому воспи- танию, избираются методы обучения.
    3. Планируется не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, обеспечивающие прочное форми- рование двигательных навыков.
    В дошкольных учреждениях составляется годовой план работы, а также план-график для каждой возрастной группы.
    Общий годовой план разрабатывается заведующим дошколь- ным учреждением совместно с воспитателем по физическому вос- питанию и всем педагогическим коллективом.
    В разделе физического воспитания плана намечаются конкрет- ные задачи, мероприятия, способствующие успешному решению обучающих задач, методы обучения, оборудование и инвентарь. К примеру, если в общем плане предусматривается повышение квалификации воспитателей в области физического воспитания, то необходимо указать конкретные темы совещаний, семинаров, на которых будут решаться эти вопросы, назвать ответственных за проведение мероприятий, наметить время занятий. В плане нужно указать, какое спортивное оборудование и инвентарь имеются на территории дошкольного образовательного учреждения, что будет приобретено и т.д. В общем плане должны быть отражены и кон- такты детского сада с родителями, их совместная деятельность по улучшению здоровья и всестороннего физического развития детей.
    Учебно-воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении — это систематическая, постоянная, четко направ- ленная деятельность. Этим требованиям должна соответствовать и организация занятий по физическому воспитанию. На них дети изучают основные постепенно усложняющиеся движения. Занятия Должны проводиться в одни и те же дни недели и часы, что помо- гает формировать у детей определенные привычки, любовь к физи- ческим упражнениям, стремление добиваться лучших результатов.
    На занятиях решаются все задачи физического воспитания, сто- ящие перед дошкольным образовательным учреждением, а также специфические задачи. На них должны преобладать элементы, раз- вивающие движения детей, формирующие их осанку (дети учатся Правильно стоять, сидеть, лежать, ходить, бегать, прыгать, бро- сать, лазать и т.д.).
    Чтобы дети приобрели навыки правильного исполнения основ- ных движений, лучше всего выполнять их не статично, а двигаясь. Также очень важно правильно спланировать и распределить про- граммный материал по отдельным занятиям. Наиболее подходя- щим является графическое планирование. В плане-графике целесо- образно использовать способ спирального планирования, т.е. изу- чать одни и те же упражнения на нескольких занятиях подряд к возвращаться к ним спустя месяц, два, три и т.д. На протяжении одного занятия рекомендуется изучить 2—4 упражнения. Состав- лять план-график нужно в соответствии со временем года, учиты- вая сложность упражнения, его воздействие на физическое разви- тие организма. Последовательность упражнений должна соответ- ствовать способности детей их усваивать.
    И. Рауцкис предлагает следующий план изучения, закрепления, совершенствования при выполнении физических упражнений (см. табл. 3).
    Дети всех возрастных групп лучше всего усваивают упражнения с элементами ходьбы, бега, удержания равновесия, так как процесс обучения идет не только во время основной части занятий, но и на протяжении всей деятельности детей, во время разминки, гимнастики. Так, например, можно давать детям задания: ходить, бежать в прямом направлении небольшими группами, всей груп- пой, вереницей, по краям зала. Ходьбу можно чередовать с бегом: по сигналу, рассеявшись по залу, каждый из группы должен найти и занять в строю свое место, во время бега можно неожиданно менять направление и т.д.
    В плане-графике упражнения программного материала следует излагать так, чтобы в нем были последовательно поставлены все задачи физического воспитания: физическое развитие детского организма, выработка правильной осанки, усвоение упомянутых в программе основных движений, создание условий для свободного развития положительных качеств характера у детей. Для дости- жения намеченных целей нужно учить детей преодолевать трудно- сти, считаться с интересами коллектива.
    При составлении плана-графика применяются следующие прин- ципы:
    1. Подбирать упражнения для каждого занятия таким образом, чтобы они развивали основные группы мышц: рук, плеч, поясни- цы, брюшного пресса, ног.
    2. Выполняя эти упражнения, дети должны получать необходи- мую физическую нагрузку.
    3. Упражнения подбираются так, чтобы сложные, трудные чере- довались с более легкими. После статичных, не динамичных упраж- нений предусмотреть выполнение более динамичных и подвижных-
    В плане-графике должно предусматриваться психофизиологическое назначение отдельных упражнений, уровень их освоения и возможность их правильного исполнения.
    Все упражнения одного занятия обозначаются буквами: у — учить (упражнение выполняется впервые), и — повторить (упражнение повторяется точно так же, как на прошедшем занятии), с — совершенствовать (упражнение повторяется, но с некоторыми усложнениями. К примеру, если изучалась ходьба по гимнастической скамейке, то, совершенствуя это упражнение, можно детям предложить пройти по скамейке с мешочком песка на голове).
    В плане-графике предусматривается, что одна часть занятия отводится на обучение упражнению, а остальные — на его повторение и закрепление. Указанные подвижные игры должны подбираться в соответствии с содержанием и активностью упражнений, направляемых на обучение основным движениям. Если на занятии выполняются упражнения, требующие от детей большой нагрузки, то затем подбирается игра более спокойного характера. И напротив — после упражнений, имеющих статичный характер, выбирается более подвижная игра. Игры также обозначаются буквами: у, п, с.
    Предложенное нами планирование программного материала физического воспитания детей является всего лишь образцом, помогающим получить представление об учебном процессе по изучению детьми основных движений. Воспитатель должен составить план творчески, в соответствии с конкретными условиями работы.
    В календарном плане излагаются мероприятия по физическому воспитанию детей на каждый день недели с утра до вечера. В нем указываются те упражнения, которые в течение текущей недели дети будут выполнять во время утренней гимнастики, а также раскрывается содержание занятий по физическому воспитанию, характер подвижных игр, применяемых во время прогулки; называются вспомогательные средства и игрушки, с которыми дети во время прогулки будут играть в подвижные игры самостоятельно. В плане должно быть отражено, в какие дни будут изучаться, а впоследствии и совершенствоваться основные движения, а также перечислены мероприятия по работе с родителями: тематические беседы о физическом развитии и подготовке детей к школе, об укреплении их здоровья в детском саду и дома и т.п.
    В календарном плане также делается пометка о том, какой комплекс утренней гимнастики назначается на данную неделю. Излагается краткое содержание комплекса упражнений (если со- держание комплексов воспитатель записывает в отдельной тетради, то в журнале указывается только номер комплекса и дата его выполнения).
    В первой графе записываются все формы работы по физической культуре на каждый день (включая субботу и воскресенье) с утра до вечера, не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
    Утром (до завтрака) планируются подвижные игры со всей груп- пой, индивидуальные занятия и самостоятельная двигательная деятельность ребенка. На каждый день недели записывается назва- ние подвижных игр, упражнений, физкультурный инвентарь, ко- торый будет использоваться ребенком в самостоятельной двига- тельной деятельности; обозначается комплекс утренней гимна- стики, намечаемый на данную неделю.
    При планировании физкультурных занятий указываются зада-ни, которые решаются в основной части, и перечисляются упражнения. При планировании основных движений выделяются ведущие и сопутствующие ему. Продумывается также сочетание основных движений, которое наиболее разнообразно воздействовало бы на мышечные группы, например, упражнения в метании целесообразно сочетать с прыжковыми упражнениями и т.д.
    При планировании подвижных игр учитываются психофизи- ческие качества, развиваемые в них.
    Педагог планирует физкультминутки как на занятиях, требую- щих высокой умственной активности от ребенка (рисования, ма- тематики и т.д.), так и в перерыве между ними.
    На дневной прогулке указываются названия подвижных игр, задачи и содержание физических, спортивных упражнений и игр. В соответствии со временем года планируется езда на велосипеде и игры с мячом, городки, серсо, катание на лыжах, санках, коньках и т.д. В календарном плане записывается, например: совершенствовать игру в городки; повторить броски мяча в корзину и т.д.
    Для лучшего усвоения спортивных упражнений И.Рауцкис ре- комендует записывать в специальные тетради их развернутый план. В нем указываются, в порядке очередности, выполняемые в данный день упражнения.
    Д. В.Хухлаева предлагает разрабатывать план работы на неделю по следующей форме: Работу по физическому воспитанию планируют в связи с дру- гими видами деятельности.
    На прогулках планируется вид подвижных игр, содержание фи- зических упражнений, физкультурный инвентарь для самостоятель- ной двигательной деятельности.
    После дневного сна проводятся закаливающие процедуры, воз- душные ванны, обливание ног, душ (в плане указывают темпера- туру воздуха, воды, длительность мероприятия и номер его плана- конспекта), а также ежедневные физические упражнения.
    После полдника предусматриваются подвижные самостоятель- ные игры и упражнения, физкультурный досуг. Вечером в круглосуточных группах и в семье планируются под- вижные игры и самостоятельная двигательная деятельность ребен- ка. В плане производится соответствующая запись, включающая рекомендации для родителей. Планируется индивидуальная работа, рекомендации для роди- телей на субботу и воскресенье. На основе плана на неделю составляются планы-конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижной игры и других форм работы по физическому воспитанию. В учебных целях Д.В.Хухлаева предлагает развернутые планы- конспекты физкультурных занятий, утренней гимнастики, под- вижных игр1.
    План-конспект физкультурного занятия составляется следую- щим образом:
    План-конспект физкультурного занятия для детей группы детского сада
    Дата проведения _____________________
    Время проведения ____________________
    Место проведения ____________________
    Количество детей ____________________
    Физкультурный инвентарь, атрибуты, игрушки (перечень и количе ство) __________________________________________________ __
    Задачи занятия _______________________________________ ____
    Задачи фиксируются только те, которые решаются в основной части занятия. Формулировать их надо кратко и конкретно. Снача- ла записывают образовательные задачи. Например, если включено новое упражнение (метание), то задачу записывают так: «Разучи- вание метания на дальность правой рукой (замах)». При этом в скобках указывается, на какой элемент техники упражнения обра- щается внимание на данном занятии. После разучивания с детьми основных элементов техники физического упражнения предусмат- ривается закрепление двигательного навыка. И задачу занятия тог- да записывают следующим образом: «Закрепление прыжка в дли- ну с места». Если навык закрепляется в игровой форме, в скобках указывается название подвижной игры.
    На физкультурных занятиях развиваются в той или иной степени все психофизические качества (ловкость, быстрота, гибкость, равновесие, глазомер, сила, выносливость), но для каждого тре- буются особые условия и своеобразная методика проведения уп- ражнений и подвижных игр. Как правило, на одном занятии раз- вивается в большей степени какое-либо одно психофизическое качество, поэтому особое внимание на этом занятии обращается на данное качество (например, ловкость) и соответствующим образом создаются условия, продумывается методика проведения физических упражнений. Задачу занятия при этом записывают так: «Развитие ловкости ("Ловишки с ленточками")» или «Развитие быстроты ("Ловишки")». Наряду с главными задачами в процессе занятий решаются и многие другие, но они не фиксируются в плане-конспекте. Воспитательные задачи записывают в том случае, если педагог считает необходимым обратить на них особое внимание (например: «Воспитание смелости»). Содержание занятия и методика его проведения записываются по форме:
    В графе «Части и содержание занятия» записывают названия частей занятия (вводная, основная, заключительная) и физические упражнения в той последовательности, в которой они будут даны на занятии. Если в занятие включается подвижная Игра, то записывают ее название («Ловишки», «Хитрая лиса») и указывают физические упражнения, которые входят в нее (бег и др.). Описание общеразвивающих упражнений ведется по правилам, принятым в гимнастике. Четкая запись позволяет экономить время.
    В графе «Дозировка» обозначается количество повторений уп- ражнений (6 раз) или время, отводимое на выполнение упражнений (40 с), или расстояние для ходьбы, бега (10 м).
    В графе «Темп» указывается темп выполнения упражнений (мед- ленный, быстрый); если упражнение выполняется в умеренном темпе, то слово «умеренный» не записывают.
    При подготовке воспитателя к проведению занятия для откры- того просмотра нужно подробно записывать методику проведения физических упражнений.
    В графе «Примечания» следует предусмотреть все изменения, которые могут произойти во время занятия, например: увеличе- ние или уменьшение нагрузки в связи с повышением или пони- жением температуры воздуха.
    После проведения физкультурного занятия нужно записать из- менения, которые произошли в ходе этого занятия, и указать их причину, а также зафиксировать замечания, пожелания, которые следует учесть при составлении плана-конспекта следующего за- нятия.
    Правила записи физических упражнений. При подготовке к физкультурным занятиям, утренней гимнастике воспитатель записывает в планах-конспектах названия физических упражнений, например: построение в одну шеренгу, в колонну по одному; ходьба на носках; прыжки в высоту с места; метание на дальность способом «из-за спины через плечо» и т.д.
    При записи общеразвивающих упражнений надо указать название упражнения (если оно имеется), исходное положение (для туловища, ног, рук), название движения, направление его и конечное положение.
    Исходное положение пишется сокращенно — и.п., цифрами обозначается счет.
    Например: «Растягивание резинки». И. п.: ноги врозь на ширине стопы, руки перед грудью. 1 — руки в стороны; 2 — и. п.
    Для краткости принято не указывать некоторые положения, движения и их детали. Опускаются следующие слова: «туловище» — при наклонах; «нога» — при выставлении ее на носок; «ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх; «ладони вниз» — в положении руки в стороны, влево (вправо); «носки (но- сок) оттянуть», «поднять», «опустить», «выставить» — при дви- жении ног, рук; «вперед», «спереди» — при указании направле- ния, если оно выполняется кратчайшим, единственно возможным путем; «прогнувшись» — если техника выполнения предоп- ределяет это положение; «хват сверху» — как наиболее распрост- раненный; «дугами вперед» — если руки поднимаются или опус- каются движением вперед.
    Путь рук, ног и туловища указывается лишь в тех случаях, ког- да движение выполняется не кратчайшим путем. Исходное положение обозначается только в начале упражнения. Не записываются [ положения ног, носков, рук, ладоней, если они соответствуют установленному стилю. Если исходное положение ног — основная [. стойка, а положение рук иное, то указывается только положение рук (например, руки на поясе). Если исходное положение рук основная стойка, а ног другое, то обозначается только положение ног (например, стойка — ноги врозь).
    Некоторые термины пишутся сокращенно: основная стойка — о.с; правая рука (нога) — пр. рука (нога); левая рука (нога) — лев. рука (нога).
    При записи нескольких движений, выполняемых одновремен- Вно, сначала указывают основное движение (туловища, ног), затем остальные (сгибая правую, наклон влево, руки вверх). Несколько движений, выполняемых не одновременно (хотя бы и на один счет), записывают в той последовательности, в которой они протекают. Если движение сочетается с другим не на всем протяжении, но выполняется слитно, то надо записывать элементы один за дру- "им, соединяя союзом «и» (наклон, прогнувшись, руки в стороны и поворот головы вправо). Если движения выполняются одновре- менно, то следует применять предлог «с» (наклон, прогнувшись, >уки в стороны с поворотом головы вправо).
    Когда движение выполняется не в обычном стиле (резко, стре- ¦мительно, расслабленно, мягко, плавно и т.д.), то это должно ¦рыть отражено в записи (например, руки плавно в стороны, кисти ¦расслаблены).
    Правила записи физических упражнений должны выполняться ¦независимо от того, для какой возрастной группы воспитатель со- ¦ставляет план-конспект физкультурного занятия, утренней гим- Внастики и других форм работы по физическому воспитанию.
    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    Лица, ответственные за организацию работы по физической культуре в дошкольном учреждении
    Физическое воспитание ребенка в дошкольных учреждениях ¦Осуществляется всем коллективом сотрудников. За охрану жизни и ¦гкрепление здоровья ребенка, решение задач физического воспи- ¦ания отвечает каждый работник: заведующий, старший воспита- ИЬль, воспитатели, помощники воспитателя, врач, медсестра, инсруктор по физической культуре дошкольного образовательного учреждения.
    Заведующий дошкольным образовательным учреждением орга- низовывает всю работу по физическому воспитанию. Он составляет общий план работы, создает необходимые условия, осуществляет руководство и контроль за деятельностью сотрудников дошкольного образовательного учреждения в решении задач физического воспитания.
    Как уже было отмечено ранее, в составлении общего плана ра- боты принимает участие весь коллектив дошкольного учреждения. В разделе «Физическая культура» намечаются задачи на предстоящий год, мероприятия, которые будут проведены, и необходимая подготовка к ним, например: приобретение лыж, лыжных костю- мов — для обучения ходьбе на лыжах, прокладка лыжни, подго- товка воспитателей (изучение соответствующей литературы, раз- работка методики обучения, методика формирования психофизи- ческих качеств), рекомендации для родителей (изучение педагоги- ческой литературы, приобретение одежды, обуви, инвентаря и т. п.).
    В общем плане работы дошкольного учреждения предусматри- вается связь с кабинетом лечебной физкультуры, спортивными и общеобразовательными школами для осуществления преемствен- ности дошкольного образовательного учреждения и школой.
    Планируются разнообразные формы повышения квалификации педагогического коллектива: его участие в кружках, семинарах, практикумах, методических объединениях; в проведении откры- тых занятий; обобщении опыта работы дошкольного учреждения, подготовке докладов, участие в педагогических чтениях.
    Важная роль отводится планированию работы с родителями, пропаганде физической культуры с использованием стендов, па- пок-передвижек, родительских уголков, стенной газеты; подго- товке к проведению физкультурных праздников, различных форм досуга; организации Дней здоровья, каникул и др.
    В общем плане работы учитываются мероприятия по совершен- ствованию физической подготовленности работников дошкольно- го учреждения. В нем указываются лица, ответственные за их внед- рение и сроки проведения.
    План обсуждается и утверждается на педагогическом совете.
    Заведующий детским садом приобретает оборудование для физ- культурного зала, площадки, групповых комнат и участков; следит за соблюдением санитарно-гигиенических условий в помещении и на участке. Подбирает литературу и материалы для методического кабинета, оказывает помощь и осуществляет контроль за организацией разнообразных форм двигательной деятельности. Анализируя вместе с воспитателями результаты наблюдений, показатели диагностики физической подготовленности, развития пси- хофизических качеств ребенка, заведующий оказывает помощь в организации работы, помогает воспитателю в выборе методичес-' ких приемов в работе с ребенком и планировании работы.
    Особое внимание уделяется оказанию помощи молодым специ- алистам в овладении педагогическим мастерством, творческому ¦подходу к решению воспитательно-образовательных и оздоровитель-[ ных задач. Тем самым руководитель дошкольного образовательного j учреждения создает условия для продуктивной работы специалистов.
    Должностные обязанности специалистов дошкольного учреждения
    Старший воспитатель осуществляет методическое руководство работой воспитателей. Он организует разные формы повышения квалификации педагогов, приобретает необходимую методическую литературу и готовит документацию: таблицы распределения I физических упражнений по возрастным группам, планы-графики на год, неделю, планы-конспекты всех форм работы по физической культуре для разных возрастных групп, альбомы с рисунками и фотографиями, показатели техники физических упражнений и методику их проведения, видео- и аудиозаписи, макеты физкульурных площадок, методические материалы для родителей, биб- лиографический список литературы по соответствующей тематике; осуществляет учет физической подготовленности ребенка.
    Старший воспитатель изучает работу воспитателей групп, ана- Ёлизирует документацию по планированию и учету, наблюдает и Ёанализирует физкультурные занятия, утреннюю гимнастику и дру-( гие формы организации двигательной деятельности ребенка. На- блюдая за работой по физической культуре, он анализирует мето- Ьику обучения, команды, распоряжения, объяснения и указания I педагога при проведении физических упражнений; проводит хро- нометраж двигательной активности; осуществляет экспресс-диаг- ¦ностику. На основе наблюдений разрабатываются рекомендации ; по совершенствованию педагогического процесса.
    Старший воспитатель систематически изучает наиболее инте- ресный опыт работы других дошкольных учреждений, вариативные программы, новейшую литературу.
    В дошкольных образовательных учреждениях введена должность специалиста по физической культуре. Его должностные обязанности распределяются в соответствии с квалификационной катего-рией (вторая и первая)1, которые включают в себя основные тре-
    бования к данному специалисту. Согласно этим требованиям, пе- дагог организует работу по физической культуре с ребенком до- школьного возраста, осуществляет контроль за физическим разви- тием и состоянием его здоровья. Специалист по физической куль- туре работает в теснейшем контакте с медицинским, педагогичес- ким, вспомогательным и руководящим персоналом.
    Соблюдая основы законодательства и нормативные документы в соответствии с Международной Конвенцией о правах ребенка, он применяет на практике знания, полученные при изучении основ дошкольной педагогики, возрастной физиологии, педиатрии, методики физического воспитания.
    Специалист по физической культуре проводит не только физ- культурные занятия, но и разрабатывает различные формы орга- низации двигательной деятельности. Он действует в теснейшем кон- такте с воспитателями, старшим воспитателем, врачом, медицинской сестрой; владеет методикой работы с ребенком, следит за качеством выполнения движений, проводит работу с родителями. Он организует спортивные праздники, досуг и другие формы активного отдыха ребенка. При этом он должен в совершенстве владеть всеми программными физическими упражнениями, внимательно следить за самочувствием ребенка.
    Воспитатель активно помогает педагогу по физической культу- ре и выполняет его поручения. Он следит за состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, изучает условия жизни ребенка в семье, заботится о соблюдении гигиенических условий в помеще- нии и на участке, чистоты и сохранности физкультурного обору- дования, инвентаря, атрибутов; оформляет участок группы.
    Воспитатель работает в теснейшем контакте со специалистом по физической культуре. Он готовит материалы для занятий по физкультуре, систематически повышает свой профессиональный уровень, физическую подготовленность. Воспитатель активно уча- ствует в пропаганде физической культуры и спорта среди родите- лей, создает условия для самостоятельной двигательной деятель- ности ребенка.
    Помощник воспитателя следит за чистотой и проветриванием групповой комнаты, физкультурного зала. Помогает подготовить ребенка к участию в физкультурных занятиях, при обучении пла- ванию, подготовке к выходу на прогулку. Он помогает в организа- ции питания, подготовке ко сну, принимает участие в уходе за физкультурными пособиями и инвентарем.
    Музыкальный руководитель контактирует в работе со специали- стом по физической культуре, воспитателями. Он согласовывает планы по физическому и музыкальному воспитанию, обсуждает комплексы утренней гимнастики, содержание и методику проведения физкультурных праздников, досуга. Музыкальный руково- дитель дает советы по выбору мелодий, песен, использованию му- зыки при проведении ритмической гимнастики, гидроаэробики. Музыкальный руководитель имеет соответствующую теорети- ческую и практическую подготовку по физическому воспитанию ребенка, необходимый уровень физической подготовленности. Он совместно с воспитателем по физической культуре работает над формированием правильной осанки, выразительности и красоты движения, воспитывает способность к импровизации, творчеству, обеспечивает самореализацию ребенка в движении.
    МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ
    Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспи-I тателями при регулярном контроле со стороны медицинских ра- ботников и заведующего, старшим педагогом, специалистами по физической культуре дошкольных учреждений.
    На основании рекомендаций Минздрава РФ в дошкольном уч- реждении осуществляется медико-педагогический контроль, ко- торый предусматривает разные стороны контроля за физическим ; воспитанием ребенка.
    Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях включает следующие важные показатели:
    1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физи ческим развитием детей, которое осуществляется при углублен ных осмотрах врачами дошкольных учреждений или поликлиники. При первичном обследовании дается оценка состояния здоровья, физического развития ребенка, физической подготовленности, функциональных возможностей организма и решается вопрос об индивидуальных назначениях при занятиях физическими упраж нениями и различных видах закаливающих процедур. При повторных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и ', физического развития детей, учитывается эффективность воздей-' ствия средств физического воспитания.
    2. Медико-педагогические наблюдения за организацией дви гательного режима, методикой проведения и организацией за нятий физическими упражнениями и их воздействием на орга-
    I низм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливания.
    3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест про ведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудо вания, спортивной одежды и обуви.
    4. Санитарно-просветительная работа по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреж- дения и родителей.
    В обязанности врача входит комплексная оценка состояния здо- ровья детей, систематический контроль за организацией всех раз- делов физического воспитания и закаливания в детском саду и проведение медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях не менее двух раз в каждой возрастной группе в течение года.
    Медицинская сестра, принимая в этой работе самое непо- средственное участие, осуществляет также контроль при проведении утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих мероприятий.
    В годовом плане работы дошкольного учреждения должны быть предусмотрены дни совместного посещения групп врачом, заведу- ющим, педагогом, медицинской сестрой с целью осуществления контроля за общим двигательным режимом и организацией раз- личных форм физического воспитания.
    ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
    Для более всесторонней оценки уровня физического развития необходимо учитывать не только антропометрические данные, но и физиометрические, показатели физической подготовленности и физической работоспособности, сенсомоторного развития.
    Измерение мышечной силы рук проводится детским ручным динамометром. Ребенок берет динамометр в руку стрелкой к ладони, рука свободно вытягивается в сторону и вниз, и производится максимальное сжатие. Измерение проводится каждой рукой 2— 3 раза, фиксируется наибольший результат.
    Измерение силы мышц туловища осуществляется с помощью станового динамометра. Ребенок становится на подножку (ноги прямые), сгибается, берется руками за ручку, которая должна на- ходиться на уровне его колена, и медленно выпрямляется, подтя- гивая ручку до «отказа».
    Дети дошкольного возраста должны быть предварительно обу- чены этому навыку. Обследование повторяют 2—3 раза, фиксиру- ется наибольший результат.
    Начиная с 4—5 лет у детей можно определять жизненную ем- кость легких методом спирометрии. Для получения достоверных результатов нужно предварительно обучать детей глубокому вдоху и достаточному выдоху. Ребенок делает сначала свободный пол- ный вдох и выдох, затем глубокий вдох и медленный выдох до отказа в трубку спирометра.
    Физическая подготовленность характеризуется развитием у детей двигательных навыков и качеств. В этом возрасте определяются следующие физические качества:
    — быстрота — по времени пробегания Юме ходу; — скоростно-силовые — по времени пробегания 30 м со стар- та, по длине прыжка с места, высоте прыжка с места, по дально- сти броска набивного мяча (1 кг) из-за головы в положении стоя, дальности метания правой и левой рукой; — выносливость — по времени бега на дистанции 90, 120, 150 м (в зависимости от возраста детей — 5, 6 и 7 лет).
    Наряду с количественной оценкой проводится учет качества выполнения каждого движения; — при беге следует обращать внимание на положение головы и туловища, согласованность движений рук и ног, легкость бега, отрыв стоп от почвы и сохранение направления бега; — при прыжке исходное положение, замах рук, толчок ног, сохранение равновесия при приземлении; — при метании исходное положение, прицеливание, замах, бросок, его направление и сохранение равновесия туловища.
    Уровень развития физиометрических показателей и физичес- кой подготовленности оценивается как удовлетворительный, если средние показатели их находятся в пределах М ± 1ст, если они превышают средние значения — как хороший, если ниже их — плохой.
    Полученные в динамике результаты необходимо заносить в карту развития ребенка.
    Обследование развития движений проводят воспитатели групп при участии и помощи медицинской сестры 2 раза в год (сентябрь и май). Для этого физкультурные занятия строятся так, чтобы на них можно было провести оценку нескольких физических показателей.
    Для определения функционального состояния организма и ре- шения вопроса об индивидуальных назначениях физических на- грузок используются пробы с дозированной мышечной нагрузкой. Эти пробы проводятся детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья (II и III группы здоровья) и после длительных заболеваний. Проведение функциональных проб обязательно для детей, занимающихся в спортивных секциях.
    Для детей раннего возраста может быть рекомендована функциональная проба с переменой положения тела (из положения лежа в положение стоя).
    Хорошим показателем считается учащение частоты сердечных сокращений не более чем на 10 уд./мин, повышение систолического давления на 5—10 мм рт.ст., диастолическое давление может не изменяться.
    Эти показатели свидетельствуют о нормальной возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы. Увеличение частоты сердечных сокращений более чем на 10 уд./мин указывает на повышенный тонус симпатического отдела. Уменьшение систолического и диастолического давления на 10 мм рт.ст. и более расценивается как неудовлетворительный показатель реактивности сердечно-сосудистой системы.
    Для детей четырех — семи лет вполне доступной, легко вос- производимой является проба — 20 приседаний за 30 с (Мартинэ- Кушелевского). Эта проба широко применяется во врачебно-физ- культурной практике у взрослых и детей. Дети 3 и 4 лет (менее подготовленные) могут выполнять пробу в 10 приседаний за 15 с при помощи взрослого.
    Оценка результатов пробы проводится:
    а) по степени изменения частоты сердечных сокращений, ды хания и показателей артериального давления тотчас же после на грузки;
    б) по времени возвращения показателей к исходным величинам.
    В норме после функциональной пробы отмечается учащение частоты сердечных сокращений на 25—50 % по отношению к ис- ходной величине, дыхания — на 4—6 дыханий в 1 мин, повышение систолического давления на 5—15 мм рт.ст., диастолическое не изменяется или снижается на 5—10 мм рт.ст.
    Возвращение всех показателей к исходным величинам наблю- дается в течение первых 2—3 мин. Общее самочувствие ребенка остается хорошим.
    Отклонением от нормальной реакции следует считать учащение частоты сердечных сокращений более чем на 50%, значительное учащение дыхания (видимая на глаз одышка), значительное увеличение систолического давления — более 15 мм рт.ст., увели- чение диастолического более чем на 10 мм рт.ст. Время возвраще- ния всех показателей к исходным величинам — более 3 мин.
    С целью определения возрастной динамики физической ра- ботоспособности и влияния на организм детей различных средств и методов физического воспитания может быть рекомендован тест PWC170, при котором величина работоспособности выража- ется объемом работы при заданном ритме сердечных сокращений 170 уд./мин.
    Детям дошкольного возраста для оценки физической работоспособности может быть рекомендована проба «степ-тест» (т.е. подъем на ступеньку). Проведение данной пробы обязательно для детей, занимающихся в спортивных секциях или с повышенной физической нагрузкой, так как она позволяет дать качественную оценку реакции аппарата кровообращения при физической нагрузке.
    При организации физического воспитания следует учитывать и I индивидуально-типологические особенности детей.
    Дети с уравновешенными нервными процессами имеют высо-S кий уровень развития скоростно-силовых качеств, обладают высо- кой способностью к длительной работе умеренной интенсивно-: сти, охотнее работают в умеренном темпе.
    Дети с преобладанием процесса возбуждения также имеют вы- сокий уровень развития скоростно-силовых качеств, охотнее ра- ботают в быстром темпе. Показатели работоспособности наилуч-; шие при выполнении скоростных нагрузок. Общеразвивающие уп- ражнения они стараются выполнять в более быстром темпе, по-[ этому совершают много ошибок. Воспитателю следует обращать внимание ребенка на необходимость затормаживать ненужные дви-' жения.
    Дети, отличающиеся слабостью нервных процессов, имеют бо-| лее низкий уровень развития скоростно-силовых качеств, охотнее работают в умеренном темпе, медленнее овладевают сложными двигательными навыками, имеют сравнительно более низкую ра- ботоспособность при всех видах работы. В процессе обучения нуж- даются в большем количестве повторений, в дополнительных за- нятиях. Для их успешного обучения большое значение имеет одоб- рение воспитателя.
    Все дети, посещающие дошкольное учреждение, должны зани- I маться физкультурой. В зависимости от состояния здоровья, функционального состояния, особенностей физической подготовлен-¦ности они могут иметь временные ограничения.
    С целью осуществления индивидуального подхода при назначении различных средств физического воспитания выделяются 2 группы детей:
    I — основная группа, — не имеющая никаких медицинских и педагогических противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой.
    II — ослабленная группа, — имеющая ограничения временного характера в величине и интенсивности физической нагрузки и объеме закаливающих мероприятий.
    К ослабленной группе относятся дети II, III и IV групп здоровья, в основном часто болеющие («группа риска»), они реконва- лесцентны после длительных заболеваний.
    Дети, отнесенные к ослабленной группе, должны иметь инди- видуальные назначения закаливающих мероприятий, в рамках всех разделов физического воспитания в детском саду получать более низкую физическую нагрузку. Для этого воспитатель при проведе- нии физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшает число повторений каждого упражнения в игре, при выполнении спортивных и беговых упражнений. С такой же нагрузки должны начинать дети, вернув- шиеся в дошкольное образовательное учреждение после болезни (ОРЗ, обострение хронического тонзиллита, хронического бронхита и др.).
    Индивидуально врач решает вопрос о необходимости освобож- дения ребенка на 1 —2 физкультурных занятия на открытом воздухе после его длительного отсутствия в детском саду по болезни (более 1 мес) — грипп, пневмония, ангина, детские инфекции. Двигательная деятельность этих детей должна быть ограничена, однако ежедневные занятия физическими упражнениями, утренней гимнастикой для них обязательны.
    Заключение о функциональных возможностях этих детей и до- пустимости для них нагрузки в полном объеме решается на осно- вании изменения частоты сердечных сокращений во время физ- культурных занятий (физиологическая кривая) и времени восста- новления частоты сердечных сокращений после нагрузки. Наряду с этим учитываются показатели динамики состояния здоровья детей при особом внимании к частоте и длительности заболеваний за предшествующий период.
    Дети ослабленной группы находятся под постоянным наблюде- нием медицинских работников и при положительных сдвиГах в состоянии здоровья без задержки переводятся на общий режим дошкольного учреждения.
    Результаты врачебного обследования и индивидуальные назна- чения по вопросам общего и двигательного режима, величине физической нагрузки, методике проведения закаливающих меро- приятий заносятся в карту индивидуального развития ребенка и доводятся до сведения воспитателей групп.
    Дети, отнесенные к ослабленной группе и за время пребывания в детском саду не переведенные в основную, в школе занимаются по программе физического воспитания «подготовительной» группы.
    МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
    Медико-педагогические наблюдения проводятся врачом или медицинской сестрой совместно с заведующим, старшим воспи- тателем, инструктором по физической культуре.
    Главное внимание в этой работе необходимо уделять двигатель- ному режиму, суммарно отражающему общую двигательную дея-
    тельность детей в свободных и организованных ее формах. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса пока- зателей:
    1. Времени двигательной деятельности детей с отражением со- держания и качества в различные режимные моменты, определя- емого с помощью метода индивидуального хронометража.
    2. Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.
    3. Интенсивности двигательной деятельности методом пульсо- метрии (подсчет частоты сердечных сокращений в уд./мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.
    Как показали исследования, в настоящее время во многих до- школьных учреждениях существующий двигательный режим по- зволяет восполнить лишь 50—60% естественной потребности де- тей в движениях.
    Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.
    Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений; количество движений за дневное время пребывания в дошкольном учреждении — по шагомеру для детей в возрасте:
    трех лет — 9000— 9500 движений четырех лет— 10000 —10500 « пяти лет -11000-12000 « шести лет —13000 — 13500 « семи лет — 14000—15000 «
    Для достижения такого уровня двигательной активности более 70 % ее должно быть реализовано при использовании организован- ных форм двигательной деятельности детей (физкультурные заня- тия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в со- четании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия).
    Физкультурные занятия являются основной формой организо- ванного, систематического обучения детей физическим упражне- ниям. При этом решаются взаимосвязные задачи — оздоровитель- ные, образовательные и воспитательные.
    Осуществляя медико-педагогические наблюдения на физкуль- турных занятиях, врач, медицинская сестра, педагог должны оз- накомиться с планом занятий, проверить, соответствует ли план I и содержание занятий требованиям Программы для детей данного возраста, состоянию здоровья и уровню физической подготовлен- ности детей. Общая их плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, вы- раженное в процентах:
    Общая плотность = полезное время/продолжительность занятия х 100.
    Общая плотность занятия должна составлять не менее 80—90%.
    Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70—85 %. В зависимости от задач конкретного занятия и его содержания моторная плотность может меняться от 60 до 85%, особенно в младших возрастных группах.
    Моторная плотность = время, затраченное на движения/общее время занятия х 100.
    Количественная характеристика двигательной активности детей на занятии может быть получена с помощью шагомера. Шагомер типа «Заря» позволяет фиксировать основные движения, в которых принимает участие большинство крупных мышечных групп (шаги при ходьбе и беге, приседания, подскоки, наклоны и т.д.), не регистрируя движений отдельных мышечных групп (плечевого пояса, рук, ног). Использование шагомеров дает также количественную характеристику проведения физкультурного занятия.
    Двигательная активность детей зависит от методики и органи- зации занятия. Она выше при использовании фронтального, по- точного или группового способов организации детей. Но на первых этапах обучения и при выполнении сложных движений особое значение имеет индивидуальный метод.
    Нагрузка зависит от числа упражнений, частоты их повторения, амплитуды и темпа движений. Достижение тренирующего эффекта обеспечивается оптимальными показателями двигательной активности детей, что соответствует величинам М + о (см. табл. 4)1.
    Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физи- ческих упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторений. При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги частоты сердечных сокращений при их выполнении. Частота сердечных сокращений отражает влияние физической нагрузки на организм детей и имеет прямую связь с характером энергообес- печения мышечной деятельности.
    Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений 10-секундны-ми отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3—5 мин.
    На основании изменений частоты сердечных сокращений строят физиологическую кривую занятия — графическое изоб- ражение частоты сердечных сокращений. По горизонтали откла- дываются в масштабе времени части занятия, а по вертикали — показатели частоты сердечных сокращений.
    При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. Обычно в вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15—20%, в основной части — на 50—60% по отношению к исходной величине, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70—90% (до 100%). В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 5—10%, после занятий (спустя 2—3 мин) возвращается к исходному уровню. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами.
    Для обеспечения тренирующего эффекта на физкультурных занятиях средний уровень частоты сердечных сокращений для детей 5—7 лет — 140—150 уд./мин, 3—4 лет — 130—140 уд./мин. Средний уровень частоты сердечных сокращений за все время занятия оп- ределяется суммированием частоты сердечных сокращений после: 1) вводной части, 2) общеразвивающих упражнений, 3) основных видов движений, 4) подвижной игры, 5) заключительной части и деления на 5.
    В зависимости от интенсивности мышечной нагрузки находятся и энергозатраты организма. Наибольшие затраты энергии отмечаются во время бега (по сравнению с покоем возрастают в 3— 4 раза) и во время подвижной игры (в 5 раз). После занятия на 2— 3 мин энергозатраты остаются выше исходного уровня на 15—20%. Эти данные указывают на необходимость четкого и правильного проведения заключительной части занятия.
    При проведении медико-педагогических наблюдений рекомен- дуется пользоваться протоколом.
    Важное значение при проведении медико-педагогических на- блюдений приобретает определение внешних признаков утомления. Осуществляя контроль, необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности, используя схему.
    При значительном утомлении все перечисленные признаки резко выражены. При наличии средних признаков утомления у ряда детей воспитатель должен ограничить для них нагрузку, уменьшить число повторений упражнений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых и т.д.
    Если у всех детей имеют место выраженные признаки утомления, воспитатель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы и соответственно снизить ее и перестроить занятие.
    Эффективность занятия зависит не только от правильного его построения, но и от достаточного оборудования зала и соблюдения соответствующих гигиенических условий.
    КОНТРОЛЬ ЗА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ И ОДЕЖДОЙ ДЕТЕЙ
    Эффективность занятий физическими упражнениями и свободной двигательной деятельности детей зависит от условий, в которых они проводятся. Максимальный оздоровительный эффект наблюдается при проведении занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и т.д. на открытом воздухе.
    Спортивная площадка и физкультурный зал в каждом дошкольном учреждении должны быть оборудованы в соответствии с рекомендациями по физическому образованию групп и участков до- школьного образовательного учреждения.
    Индивидуальные пособия по своим размерам и весу должны соответствовать возрастным особенностям детей.
    Дети занимаются в спортивной форме — удобной, легкой и чистой (не из синтетики). На ногах — тапочки на резиновой подо- шве. При наличии условий (теплый пол) можно заниматься боси- ком. При занятиях на воздухе одежда детей должна соответствовать требованиям, изложенным в методических рекомендациях по закаливанию детей в дошкольных учреждениях.
    Воспитатель должен быть в спортивном костюме и соответству- ющей обуви. Освещенность зала — не менее 200 лк на уровне 0,5 м от пола. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассеянный свет.
    Медицинская сестра дошкольного учреждения должна осуще- ствлять постоянный контроль за гигиеническим состоянием мест проведения физических упражнений, инвентаря, обеспечением безопасности детей.
    САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
    Санитарно-просветительская работа занимает важное место среди мероприятий по физическому воспитанию дошкольников.
    В дошкольном учреждении эта работа проводится совместно педагогами и медицинскими работниками в соответствии с годо- вым планом санитарно-просветительской работы. Она проводится как среди сотрудников дошкольного учреждения, так и среди ро- дителей и включает широкое использование плакатов, выпуск са- нитарных бюллетеней и стенгазет, организацию выставок, разда- чу памяток, санитарно-просветительной литературы для детей, родителей, персонала дошкольных учреждений, демонстрацию ки- нофильмов, проведение тематических лекций.
    Важным разделом являются доклады и отчеты врача, медицин- ской сестры на педагогических советах и совещаниях. Проводимая работа должна быть конкретной, соответствовать задачам работы учреждения в данный или предстоящий период, строиться на примерах из жизни дошкольного учреждения и подкрепляться результатами эффективности этой работы в основном на показателях динамики состояния здоровья детей.
    Особое внимание в этой работе должно уделяться просвеще- нию родителей по вопросам физического воспитания и привития гигиенических навыков в семье. Тематика бесед должна отражать вопросы физического воспитания детей в дошкольных учреждениях и его преемственности в семье, создания условий в семье для достаточной двигательной активности детей — обязательность на- личия в доме спортивного уголка и физкультурных пособий.
    Большое внимание должно быть уделено преемственности в про- ведении закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении и дома, рациональной одежде и обуви в различные сезоны года и при занятиях физическими упражнениями.
    Полезно подкреплять теоретические знания родителей показом в дошкольном учреждении физкультурных занятий, спортивных праздников и т.д. для обеспечения их сознательного отношения к системе физического воспитания — мощному фактору укрепления и совершенствования здоровья детей.
    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
    Дошкольное образовательное учреждение выполняет многооб- разные функции: с одной стороны, его коллектив уделяет значи- тельное внимание воспитанию двигательной культуры, развитию личностных и психофизических качеств, приобщению ребенка к здоровому образу жизни; с другой — оно осуществляет пропаганду физической культуры и спорта^ приобщает родителей к активу ной совместной работе по физическому воспитанию.
    На основе рекомендаций педагога родители приобретают физ- культурный инвентарь для занятий (лыжи, коньки, велосипед, городки, серсо, теннис, бадминтон, мячи, скакалки и др.), оборудуют у себя дома спортивный уголок, устанавливают тренажеры, массажные устройства, оказывают помощь ребенку в освоении различных физических упражнений (обучают езде на велосипеде, катанию на коньках, лыжах и т.п.).
    Правильному физическому воспитанию ребенка в семье спо- собствуют знания родителей об особенностях использования про- филактических и коррекционных физических упражнений, под- вижных и спортивных играх, создании дома условий для развития движений ребенка.
    Занимаясь с ребенком, родители следят за его самочувствием, регулируют физическую нагрузку и режим двигательной активности; проводят простейшую диагностику физического и сенсомо-торного развития. Они следят за осанкой, красотой, выразительностью, рациональностью движений малыша.
    Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими упражнениями ребенка и взрослых (мамой, папой, бабушкой, дедушкой). Они не только прививают любовь к физи- ческим упражнениям, но и укрепляют, объединяют семью, по- зволяют родителям и ребенку стать ближе, понять друг друга.
    Назад