Электронное учебное пособие по физической культуре для педагогов дошкольного образования

Отечественные исследования

    В течение раннего детства (от 1 года до 3 лет) происходит интенсив-ный процесс анатомо-физиологического развития ребенка. Известно, что морфологические признаки на 30-50 % зависят от влияния внешней среды. Неблагоприятные условия жизни ребенка в семье и образовательном учреждении, социальные бедствия и природные катострофы приводят к нарушению нормального роста и физического развития детей (М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Е.В. Кузнецова и др.).
    Многие научные исследования показывают, что организация воспитательно-образовательного процесса не соответствует природе ребенка. Законы развития физической и духовной составляющих здоровья детей и принципы организации деятельности современных дошкольных учреждений имеют противоположную направленность.
    Возникает необходимость поиска путей, помогающих организовать образовательный процесс в соответствии с законами, не противоречащими природе ребенка. Значит, всё-таки целесообразно возвращение к природосообразному образованию, если мы хотим воспитать здоровое подрастающее поколение.
    Такие специалисты в области здоровьесбережения, как Н.К. Смирнов, В.И. Ковалько, М.М. Безруких, В.А. Ашмарин, В.Ф. Базарный, среди основных факторов риска для здоровья воспитанников выделяют следующие:
   1. Чрезмерная интенсификация образовательного процесса, перегру-женность учебных программ фактологической информацией, вызывающие у воспитанников переутомление и стресс.
   2. Несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям детей (технология раннего обучения).
    Стрессогенные (дидактогенные) технологии проведения занятий.
   4. Несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации образовательного процесса.
   5. Недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей.
    Кроме этого, Н.К. Смирнов и В.И. Ковалько отдельно выделяют сле-дующий фактор:
– недостаток двигательной активности детей, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья; Н.К. Смирнов и М.М. Безруких сходятся во мнении, выделяя следующий фактор:
– низкий, слабо формируемый в образовательном учреждении уровень культуры здоровья воспитанников и их родителей. В.И. Ковалько к негативным факторам здоровья относит:
– неблагополучное состояние здоровья самих педагогов. М.М. Безруких среди дополнительных факторов риска для здоровья дошкольников называет следующие:
– отсутствие системной комплексной работы по формированию цен-ности здоровья и здорового образа жизни;
– отсутствие оборудованных спортивных залов и квалифицированных преподавателей физвоспитания.
    Профессор В.Ф.Базарный доказал, что в возникновении утомления у детей первичным является их длительное пребывание в однообразной статистически напряженной позе и только вторичным - умственная работа.
    Его программа «Массовая первичная профилактика школьных форм патологий, или Развивающее здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах» официально одобрена, утверждена и рекомендована Минздравом РФ, как Федеральная программа и предложена в практику образовательных учреждений в 1989 году.
    Итак, традиционная организация образовательного процесса создает у дошкольников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате сущест-вующая система образования имеет здоровьезатратный характер.
   Необходимо создание оптимальных педагогических условий, от которых зависит воспитание здорового поколения. Занимается этим здоровьесберегающая педагогика.
   Здоровьесберегающая образовательная технология - «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровь-есбережения.
    Проведенный анализ научной литературы показал, что одной единственной уникальной технологии здоровьесбережения нет. В образовании выделяется несколько направлений здоровьесбережения:
– здоровьеформирующие образовательные технологии направлены на воспитание у воспитанников культуры здоровья и интерес к занятиям по физической культуре.
– понятие здоровьесберегающие относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при ее реализации решается задача сохранения здоровья основных субъектов воспиательно-образовательного процесса — воспитанников и педагогов. Принципы здоровьесберегающих технологий:
– ненанесение вреда;
– приоритетность заботы о здоровье детей и педагогов;
– непрерывность и преемственность;
– субъект-субъектное взаимодействие с ребенком;
– соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям детей;
– комплексный подход;
– медико-психологическая компетентность педагога;
– гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;
– приоритет активных методов обучения;
– сочетание охранительной и тренирующей стратегий;
– отсроченность результатов, контроль за результатами. По мнению большинства ученых, основными направлениями в деятельности учреждения по физическому развитию воспитанников должны быть:
– организация мониторинга состояния здоровья детей;
– оздоровительная работа, предполагающая формирование у детей жизненно важных двигательных навыков и умений;
– привитие воспитанникам навыков личной и общественной гигиены;
– создание благоприятной образовательной среды (материально-техническое обеспечение, психологический климат в коллетиве, организация воспитательно-образовательного процесса);
– консультативная деятельность, предполагающая оказание помощи всем участникам воспитательно-образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления;
– работа по формированию жизненных приоритетов и ценностных установок на здоровый образ жизни и самореализацию личности педагога.
    Задачи формирования и укрепления здоровья могут быть решены педагогом только благодаря осуществлению комплексного подхода к воспитанию и образованию детей.
   3. Модель организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении на основе здоровьесберегающих технологий.
    Начиная с 2001 года (вид учреждения — детский сад присмотра и оздоровления) детский сад работает над внедрением здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в воспитательно – образовательный процесс.
    На первых этапах нашей работы мы столкнулись с проблемами:
   1.Многие идеи воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решить проблемы связанные с семьями воспитанников.
   2.Отсутствие интереса у детей «преумножать» данное им природой здоровье. У ребенка раннего возраста нет потребности в здоровье, в здоровом образе жизни. Он генетически запрограммирован до определенного возраста на уход за ним со стороны взрослых.
    Анализируя свои проблемы и опыт других детских садов, мы разработали «Модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ на основе здоровьесберегающих технологий». В основе модели лежит интеграция наиболее эффективных оздоровительных методик и технологических подходов к организации воспитательно-образовательной работы с детьми.
   Целью является содействие всем участникам воспитательно-образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни. Основные задачи:

– разработать и внедрить новое содержание образования на основе здоровьесберегающих технологий;
– развивать ресурсное (материально-технического, кадрового, научно- методического) обеспечение образовательного процесса;
– использовать технологию деятельностного метода обучения;
– формировать культуру здорового образа жизни через повышение роли семьи в воспитании детей;
– включить в воспитательно-образовательный процесс работу социальных структур, содействующих здоровью.
    «Модель организации воспитательно-образовательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий»
    Воспитательно-образовательный процесс
   В модели организации воспитательно-образовательного процесса на основе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий выделяются следующие направления деятельности:
– Мониторинг физического развития и состояния здоровья детей;
–Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса;
–Организация рационального питания;
–Оздоровительная деятельность;
–Здоровьесберегающая воспитательная деятельность и формирование навыков здорового образа жизни;
–Формирование здоровьесберегающей пространственной среды;
–Взаимодействие с семьями воспитанников. 1. Мониторинг физического развития и состояния здоровья детей. Формами мониторинга детей с 1 года до 3 лет являются:
– определение уровня развития адаптивных способностей малыша;
– определение уровня физического развития по внешним признакам, по антропометрическим показателям;
– динамическое наблюдение за состоянием здоровья (врачами);
– диагностика окружающей среды (групповой комнат, спальни, прогулочной площадки, физкультурного зала и др.);
– наблюдение за оптимальным режимом двигательной дятельности.
   2 . Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса. Весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду строится на основе игровой деятельности, которую тщательно продумывает педагог. В режиме дня выделено время, которое заполняется полезными и увлекательными для детей делами в зависимости от их возраста, интересов, желаний. Воспитатель сам определяет время занимательных дел, их содержание и длительность, место проведения, количество занимающихся; обращяя внимание на следующее:
– детям сложно более 10 минут заниматься рисованием, лепкой, слушать книгу и т.п., так как они находятся в статичном положении;
– если ребенок утомлен, даже любое любимое дело, удовлетворяя эмоиональные потребности малыша, может привести к возникновению отклонений в состоянии его здоровья;
– ребенка необходимо часто переключать с одного вида деятельности на другой, последняя должна быть другой не только по содержанию и характеру, но и по участию различных групп мышц. Результативность работы отслеживается через проведение анкетирования родителей, диагностического обследования детей раннего возраста. Кроме того, большое внимание в организации жизнедеятельности воспитанников уделяется:
– максимальному пребыванию детей на свежем воздухе во время проведения прогулок, утреннего приема детей, занятий по физическому развитию;
– соответствию организации режимных моментов санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
   3. Организация рационального питания. При организации питания воспитанников учитывается физиологически обоснованный режим, обеспечивается оптимально количественная и качественная структура питания, сформированный и сбалансированный рацион. При организации питания детей с хроническими заболеваниями учитываются принципы диетического подхода. При организации рационального питания диетсестрой образовательного учреждения совместно с шеф-поваром составляется перспективное меню на 10 дней с учетом соблюдения требований СанПин, методических рекомендаций «Питание детей в дошкольных организациях Ярославской области», Ярославль, 2010 г.
   4. Оздоровительная деятельность нацелена на организацию профилактической работы, включающую в свое содержание:
– профилактику основных видов патологий;
– коррекцию асоциального поведения воспитанников;
– предупреждение стрессовых и конфликтных ситуаций в коллективе;
– применение немедикоментозных методов оздоровления: закаливания, различных видов гимнастики, точечного и других видов массажа, музыкотерапии, элементов аутотренинга и др. Большое внимание в оздоровлении детей уделяется адаптации каждого ребенка к условиям дошкольного учреждения. Введение гибкого режима дня, организация двигательного режима (использование мягких модулей, сухого бассейна и пр.), присутствие родителей в группе помогает облегчить течение адаптационного периода для малышей. Кроме того, удовлетворение эмоциональных потребностей малыша ведет к установлению доверительной, душевной обстановки в группе и в общении с родителями. 5
   Здровьесберегающая воспитательная деятельность и формирование навыков здорового образа жизни. Здоровьесберегающая воспитательная деятельность в образовательном учреждении осуществляется через:
– установление гуманных взаимоотношений «педагог-воспитанник»;
– определение содержания воспитания на основе изучения и учета, с одной стороны, образовательного потенциала педагогов, с другой, качественного своеобразия потребностей и ценностных ориентаций воспитанников и их семей;
– содействие адаптации воспитанников к условиям детского сада;
– взаимодействие с родителями при определении индивидуальных особенностей их детей. Деятельность по формированию у воспитанников навыков здорового образа жизни эффективна, если содержание образовательной программы направлено на организацию и проведение различного рода мероприятий по проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Мы считаем, что главное — помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физичесие возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. На основе этой информации разработана комплексная программа сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Предлагаются практические рекомендации для осуществления личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию, определяют эффективность организации занятий, оптимальные нормы двигательной активности детей в процессе обучения и воспитания, внося тем самым свой вклад в реализацию образовательных здоровьесберегающих технологий:
– контроль соблюдения воспитанниками и учащимися санитарно-гигиенических норм;
– организация рационального питания;
– профилактика заболеваний, проведение плановых профилактических прививок;
– медицинский осмотр воспитанников врачами различных специальностей;
– проведение диспансеризации;
– профилактика заболеваний;
– санитарно-просветительская работа;
– санитарно-гигиеническая оценка образовательного процесса, условий обучения и воспитания, разработка организационно-педагогических рекомендаций по их оптимизации;
– формирование базы данных о состоянии здоровья обучающихся и воспитанников.
   5. Формирование предметно - развивающей, пространственной среды, основанной на принципах здоровьесбережения обеспечивается, деятельностью педагогов, которые в тесном взаимодействии создают проект пространственно – развивающей среды групповых комнат с учетом природосообразности и возрастных особенностей воспитанников.
    При формировании здоровой образовательной среды мы учитываем основные принципы ее построения (принцип свободы, самостоятельности, эмоциогенности и др.).
    Как средство оздоровления детей является музыкотерапия.
    Административно – хозяйственная служба обеспечивает создание развивающей пространственной среды.
   8. Физкультурно-оздоровительная деятельность.
    В системе физического воспитания применяются разнообразные формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности воспитанников. К ним относят:
   1. Занятия физической культуры.
   2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.
    К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме дня относят несколько разновидностей (форм) занятий:
–Утренняя гимнастика. Цель - способствовать организованному началу дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности.
–Физкультминутки и физкультпаузы на занятиях. Их цель - снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушений осанки.
– Игры и физические упражнения на дневной прогулке являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья воспитанников.
   9. Взаимодействие с семьёй строится по принципу: родитель - равноправный участник воспитательно-образовательного процесса.
    Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая здоровьесберегающая программа или технология на может дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. В нашем детском саду сообщество такого рода представляет Клуб здоровья.
    Для успешной организации работы по созданию психического и физического комфорта, воспитатели изучают проблемы каждого ребенка и группы детей в целом, определяют, где, как и какую оказать помощь ребенку и семье.
   Таким образом, система сохранения и укрепления здоровья учащихся в образователь¬ном учреждении предполагает внедрение данной модели на основе интеграции деятельности учителей физиче¬ской культуры, медицинских работников, педагогов-психологов и социальных пе¬дагогов, координации деятельности администрации и научно - методического со¬вета учреждения по проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников и учащихся.
   Следовательно, при практической реализации, разработанной модели ор-ганизации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, воспитанники и учащиеся становятся ак-тивными участниками движения в защиту здоровья, обладают навыками здорового образа жизни.
    Заключение
    На протяжении всего развития педагогической науки, так или иначе, рассматри¬вались проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения, которое, реализуя здоровьесберегающие технологии, обеспечивает успешную, без вреда для здоровья, адаптацию организма дошкольников к социальным условиям образования.
    Решение задачи создания системы сохранения и укрепления здоровья детейтре¬бует внедрения модели организации здоровьесберегающего учебно- воспита-тельного процесса, адаптив¬ного к условиям любого образовательного учреждения.
    Содержание организации учебно-воспитательного процесса в образова¬тельном учреждении на основе здоровьесберегающих технологий представлена нами в ви¬де развернутой структурной модели, целью которой является формирование обра¬зовательной среды, способствующей физическому, духовно-нравственному здо¬ровью и социализации воспитанников и учащихся.
    Внедрение в практику учреждения модели организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий по-зволило выделить педагогические условия, повышающие эффективность организации в учреждении и способствующие сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни:
– внедрение в практику работы учреждения модели организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий;
организация службы здоровья, функционирующая на основе интеграции дея-тельности учителей физической культуры, медицинских работников, педагогов-психологов и социальных педагогов, теоретически и практически подготовленных к работе в условиях реализации этой программы;
– осуществление координации в деятельности администрации и научно - методи¬ческого совета школы по проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников и учащих¬ся.
    Внедрение модели «Организация учебно - воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий» показало следующие результаты:
– Низкая заболеваемость и повышение индекса здоровья.
– Легкая адаптация в группах раннего возраста.
– Благоприятный микроклимат в коллективе.
– Заинтересованность родителей. Родитель – как равноправный участник воспитательно – образовательного процесса.