Электронное учебное пособие по физической культуре для педагогов дошкольного образования

Общие представления о системе физического воспитания

   
   Физическое воспитание представляет собой сложное многогранное социальное явление, играющее исключительно важную роль в жизни общества и отдельного человека. Для эффективной организации этого процесса необходимо объединение его отдельных элементов в определенную систему. Представление о физическом воспитании как о системе очень полезно и для изучения закономерностей его развития, так как дает возможность рассматривать особенности функционирования каждого отдельного элемента этого процесса во взаимосвязи с другими.
   С и с т е м а (в пер. с греч. – составленное из частей) – единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Это одно из наиболее важных понятий, имеющее большое общенаучное значение.
   Главный признак системы (отличающий ее от простой суммы частей) – появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельным частям, составляющим данную систему. Это очень важно понимать, так как сколь угодно тщательное изучение свойств каждой из частей в отрыве друг от друга, вне их взаимодействия, не дает правильного представления о системе в целом. Следовательно, всякий анализ должен сопровождаться изучением характера взаимосвязей между элементами и завершаться синтезом, обобщением на основе знания закономерностей этих взаимосвязей.
   С и с т е м а физического воспитания – это сложившийся в конкретном обществе тип социальной практики, специфической функцией которого является организация и управление деятельностью по физическому совершенствованию людей(АР). Особенности той или иной системы физического воспитания определяются не столько отдельными примерами практики её осуществления, сколько особенностями социально-экономического и общественно-политического государственного устройства конкретного общества .

    Краткая история становления и развития систем физического воспитания.
   Физическое воспитание в условиях первобытного общества, несмотря на свой примитивный характер, уже имело существенное значение в формировании образа жизни человека. Благодаря тесной связи с трудом, бытом и доступностью для всех членов племени или рода оно занимало довольно значительное и всё возрастающее место в развитии общества.
   В 3-4 тысячелетии до н.э. в результате развития общественных отношений на смену первобытному обществу приходит рабовладельческая общественно-экономическая формация. В этот период развития человеческого общества цели, задачи, средства, формы и методы физического воспитания определялись в зависимости от особенностей экономического, политического и культурного развития в том или ином рабовладельческом государстве. Так, в Древней Греции различали две основных системы занятий физическими упражнениями: гимнастику (упражнения , оказывающие общеразвивающее воздействие) и агонистику , представляющую собой специальную тренировку с целью подготовки к выступлениям на состязаниях. Постепенно такие состязания приобретали всё большую определённость целей, периодичность, а подготовка к ним способствовала совершенствованию системы физического воспитания.
   В рабовладельческом обществе системы физического воспитания имели , главным образом, военную направленность. Они использовались как одно из средств воспроизводства военной силы, инструмент подавления рабов внутри государства и ведения захватнических войн. К этому периоду относится появление специальных школ, строительство спортивных сооружений, организация крупных международных соревнований, из которых наиболее яркими и значительными для истории являются Олимпийские игры.
   В средние века развитию физической культуры в Европе был нанесён значительный ущерб. Данное обстоятельство было обусловлено тем, что в этот период развития человеческого общества христианской церковью проповедовалось необходимость умершвления физической человеческой плоти, занятия физическими упражнениями расценивались как богохульство и преследовались. Были запрещены спортивные игрища, состязания. В результате развитие систем физического воспитания было приостановлено. Физическое воспитание приобрело сугубо элитарный характер и использовалось только для военно-физической подготовки рыцарей.
   Начиная с ХУ11 столетия, с появлением буржуазных общественно- экономических отношений активизируются все сферы жизнедеятельности общества, в том числе появляется возможность дальнейшего развития систем физического воспитания. Начиная с этого периода значительно возрастает его влияния на народные массы, совершенствуются средства, методы, формы, открываются первые спортивные клубы. С расширением экономического и культурного сотрудничества между разными странами спорт выходит за границы отдельных государств, что нашло отражение в организации и проведении многочисленных международных соревнований и возобновлении в конце Х1Х века регулярного проведения Олимпийских игр. В ХХ веке бурное развитие получает физкультурно-массовое и спортивное движение, опирающиеся на современные системы физического воспитания и спортивной тренировки, новейшие достижения науки и техники.

    Структура отечественной системы физического воспитания.
   Структура отечественной системы физического воспитания представляет собой единство следующих основных компонентов .
   Ц е л ь – важнейший системообразующий фактор, без которого любая система (в том числе и система физического воспитания) теряет смысл.
   Ц е л ь ю отечественной системы физического воспитания является содействие формированию основ физической культуры личности, как важнейшего условия укрепления здоровья людей, формирования разумного, достойного облику современного человека, образа жизни.
   Задачи – расшифровывают, разукрупняют цель, одновременно обеспечивая взаимосвязь между элементами системы.
   О с н о в н ы м и з а д а ч а м и физического воспитания населения страны являются:
— обеспечение общего физкультурного образования на основе освоения ценностей физической культуры (двигательных, интеллектуальных, нравственных, этических, эстетических, технологических);
— физическое совершенствование и укрепление здоровья как главное условие достижения высокого уровня умственной и физической работоспособности, профессионализма в социально значимых видах деятельности;
—индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого уровня развития физических качеств и двигательных умений и навыков;
— формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта;
— валеологическое образование как важнейший на современном этапе фактор формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) ;
— формирование теоретических и инструктивно-методических знаний, умений и навыков, необходимых для физического самосовершенствования, и умений приобщать к таким занятиям других.
   О п р е д е л я ю щ и е о с н о в ы представляют собой совокупность нормативных актов и положений, создающих предпосылки и условия, обеспечивающие решение основных задач и достижение цели. Среди них выделяют: социально-экономические, научно-методи- ческие, программно-нормативные, организационно-управленческие и правовые основы.
   П р и н ц и п ы определяют связь физического воспитания с другими общественно значимыми явлениями жизни общества и влияние используемых средств физического воспитания на формирование личности. Действенность любой системы определяется прежде всего характером лежащих в ее основе принципов, которые всегда должны твердо и неукоснительно соблюдаться.
   Основными принципами отечественной системы физического воспитания являются: 1. Принцип оздоровительной направленности. Этот принцип предполагает :
а) при выборе средств и методов физического воспитания руководствоваться прежде всего их оздоровительной ценностью;
б) соответствие физических нагрузок возможностям занимающихся;
в) осуществление систематического врачебно-педагогического контроля. 2. Принцип всестороннего гармонического развития личности. Данный принцип предполагает:
а) связь физического воспитания с другими видами воспитания ( умственным, трудовым, нравственным и т.п.);
б) согласованное и соразмерное развитие физических способностей, формирование разносторонних двигательных умений и навыков и освоение специальных знаний. 3. Принцип связи с практической общественно значимой деятельностью. Этот принцип предполагает :
а) нацеленность на первоочередное формирование жизненно важных и ценных в прикладном отношении двигательных умений и навыков;
б) формирование способностей действовать полезно и эффективно в сложных условиях трудовой или военной деятельности;
в) максимальное использование средств физической культуры для трудового и патриотического воспитания.
   О с н о в н ы е н а п р а в л е н и я представляют собой главные пути и основные сферы практической реализации задач, достижения цели, функционирования основ и принципов, осуществление взаимосвязей всех элементов системы. В отечественной системе физического воспитания в настоящее время выделяют следующие основные направления.
1. Базовое направление. Его основой является организуемый в учебных заведениях всех уровней и типов учебно-воспитательный процесс по физической культуре. Главной задачей является приобщение к ценностям физической культуры, укрепление здоровья и разностороннее физическое совершенствование. Это направление является общеподготовительным и служит основой для остальных, носящих специализированный характер.
2. Профессионально-прикладное направление. Представляет собой физическое воспитание, осуществляемое с учетом особенностей профессиональной деятельности индивида. Призвано содействовать более успешному освоению профессии, профилактике профессиональных заболеваний, повышению производительности труда и т.п.
3. Спортивное направление. Физическое воспитание со спортивной направленностью обеспечивает удовлетворение потребностей в занятиях избранным видом спорта. Основной целью занятий в рамках данного направления является подготовка к соревнованиям, участие в соревновательной деятельности и достижение максимально высоких спортивных результатов. Подготовка к соревнованиям осуществляется в процессе спортивной тренировки, которая является одной из наиболее действенных и эффективных форм физического воспитания. Спортивная тренировка представляет собой сложный многогранный процесс, включающий в себя различные виды подготовки: общую физическую, специальную физическую, техническую, тактическую, морально-волевую и интегральную виды подготовки.
4. Лечебно–реабилитационное направление. Содержательной основой данного направления являются занятия физическими упражнениями, организуемые с целью восстановления работоспособности после интенсивной трудовой или спортивной деятельности. В рамках этого направления осуществляется также восстановление утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры (ЛФК).
5. Массовое оздоровительно -рекреативное направление. Предполагает использование средств физической культуры , в основном, в процессе организации коллективных форм культурного досуга.
6. Преимущественно бытовое физкультурно-гигиеническое направление. В его основе лежит использование средств физической культуры для решения задач восстановления работоспособности и укрепления здоровья в условиях домашнего быта.

    Содержание и структура занятий физическими упражнениями.
   История свидетельствует, что одним из первых разработчиков структуры занятий физическими упражнениями был шведский педагог Ялмар Линг (1820 - 1886). Им разработана система урока, систематизированы средства (физические упражнения), сформулирован ряд методических положений, следование которым необходимо при организации занятий. Я. Линг сконструировал для занятий гимнастикой специальные снаряды : гимнастическую скамейку, гимнастическое бревно, специальную стенку, получившую впоследствии название шведской. В соответствии с разработанной им схемой, урок школьной гимнастики представлял собой довольно сложное построение, состоящее из 12-18 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой.
   К концу Х1Х века в школьный урок были введены подвижные игры, расширен выбор используемых упражнений, упрощена общая схема урока. Заметный вклад в её разработку внёс французский физиолог Жорж Демени (1850-1917) . Его схема урока состояла уже всего из семи частей, которые наполнялись размашистыми движениями, без рывков и статических напряжений, которыми изобиловали уроки шведской гимнастики.
   Неоценимый вклад в разработку научных основ физкультурного образования внес замечательный русский учёный Жорж Демени (1836-1909). Он первым заговорил о необходимости “физического образования”, имеющего цели , прежде всего, педагогические о образовательные , в противоположность “гимнастике” преследующей, прежде всего, “развитие силы и поддержание здоровья”. В своем главном труде : “Руководство по физическому образованию детей школьного возраста” (1888) подчёркивал, что физические упражнения должны проводиться ежедневно, по возможности между остальными уроками и “при одинаковых с ними задачах”. т.е. уроки физической культуры должны решать те же задачи, что и остальные школьные предметы - обеспечение определённого образовательного уровня (общего среднего образования).
   В настоящее время в отечественной системе физического воспитания урок физической культуры принято делить на три части : п о д г о т о в и т е л ь н у ю , о с н о в н у ю и з а к л ю ч и т е л ь н у ю. Впервые такая структура урока была рекомендована программой по физическому воспитанию издания 1932 года.
Структура урока - это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия, . Такое понятие структуры справедливо для всех форм организации занятий физическими упражнениями, а не только для урока физической культуры. Все указанные части урока являются строго обязательными и располагаются всегда в указанной последовательности. Выделение этих частей не является произвольным, а обусловлено очень важными и объективно существующими физиологическими, психологическими и педагогическими закономерностями. Основными из них являются биологические закономерности функционирования организма, определяющие его работоспособность, и психолого-педагогические закономерности, определяющие логику развёртывания учебно-воспитательного процесса. В результате реализации такой структуры обеспечивается:
— строго постепенное и последовательное включение занимающихся в активную познавательную и двигательную деятельность;
— достижение и поддержание должного уровня работоспособности в процессе основной деятельности;
— последовательное решение намеченных в данном занятии образовательных, развивающих и воспитательных задач;
— оптимальное выравнивание функционального состояния организма после нагрузок, обеспечение хорошего послерабочего состояния организма, настройку на успешную последующую деятельность учащихся.
    Время, отводимое на отдельные части занятия и их конкретное содержание могут быть весьма изменчивыми, так как зависят от множества факторов : возрастных и половых особенностей занимающихся, конкретных задач занятия, специфики используемых упражнений, уровня подготовленности и особенностей состояния занимающихся, внешних условий работы и др.
   Необходимо помнить, что решая свои частные задачи, каждая из частей должна служить наиболее эффективному достижению конечного результата занятия в целом, хотя каждая из них отличается своими относительно постоянными и сугубо специфическими чертами.
   Подготовительная часть . Эта часть занятия имеет своей целью , главным образом, создание предпосылок для основной учебно- воспитательной работы. При этом типичными задачами подготовительной части являются :
— начальная организация, ознакомление с намеченным содержанием занятия, создание необходимой психологической установки;
— постепенная функциональная подготовка организма к предстоящим нагрузкам в основной части занятия;
— создание благоприятного эмоционального состояния и настроя.
   В основном эта часть занятия играет вспомогательное значение. Вместе с тем следует помнить, что в этой части школьного урока могут решаться и относительно самостоятельные задачи, например, закрепление навыков строя, формирование навыков правильной осанки, содействие гармоническому укреплению мышечно-связочного аппарата и др. Однако решение этих задач должно осуществляться не в ущерб основной специфической функции - постепенному введению занимающихся в основную работу.
Основная часть . Эта часть занятия выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все основные задачи каждого занятия и физического воспитания в целом.
    Специфическими задачами основной части занятий являются:
— приобретение знаний, умений и навыков, предусмотренных планом данного занятия;
— освоение знаний, умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями;
— содействие развитию основных физических качеств, которые должны обеспечить успешное освоение двигательных действий и разностороннее гармоническое физическое развитие;
— освоение разнообразных двигательных действий
—содействие всестороннему воспитанию личности занимающихся;
— содействие повышению уровня спортивных достижений занимающихся;
— закаливанию организма, формированию и закреплению правильной осанки;
—совершенствование навыков профессионально-прикладного характера и др.
   Перечисленные задачи и определяют особенности построения и проведения основной части занятия, которая может иметь относительно простую структуру (когда содержание однородно - например, подвижна игра), а также сложную, состоящую из нескольких подчастей, число которых определяется количеством основных видов деятельности, включенных в занятие. Например, упражнения с отягощениями, прыжки в высоту, тренировочный бег и т.п.
   В основной части должен быть обеспечен достаточно высокий уровень физической нагрузки, что достигается путем оптимальной интенсивности и необходимым количеством повторения упражнений. Несоблюдение этих условий делает все занятие малоэффективным.
Заключительная часть. выполняет функции физиологически оправданного завершения занятия, а также создания предпосылок для нормальной последующей деятельности. Наиболее характерными задачами этой части занятия являются :
—снижение возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем;
— расслабление напряженно работавших мышц;
— формирование и укрепление правильной осанки;
— приведение к оптимальному уровню эмоционального состояния занимающихся;
— краткий разбор, подведение итогов занятия;
— ознакомление с содержанием очередного занятия;
   Заключительную часть занятия физическими упражнениями следует всегда рассматривать и как момент связи с последующими занятиями, между достигнутым уровнем знаний, умений и навыков, развития физических качеств и предстоящей дальнейшей деятельностью в этом направлении.
   Каждое занятие физическими упражнениями представляет собой единство структурного и содержательного компонентов.
   Под с о д е р ж а н и е м физкультурного занятия часто ошибочно подразумевают только определённый набор физических упражнений. Вместе с тем, кроме них весьма важными для достижения намеченного результата являются и другие, представляющие собой единство четырёх основных элементов содержания занятий.

    Состав включаемых в занятия физических упражнений.
   Их правильный подбор, в соответствии с особенностями конкретных задач занятия и возможностями занимающихся, имеет очень важное значение. Однако, сами по себе упражнения, как бы правильно они подобраны не были, не могут обеспечить решение этих задач. Для этого необходимо обязательное включение в дело других элементов содержания занятия.
2. Содержание деятельности занимающихся по освоению предложенного состава физических упражнений, которая состоит из следующих видов:
—слушание педагога, наблюдение, восприятие увиденного;
—осмысление показанного и услышанного;
— проектирование собственных действий и попытки их выполнения;
— организация самоконтроля и самооценки;
— обсуждение возникающих вопросов, саморегуляция эмоционального состояния.
3. Содержание деятельности педагога, которая складывается из следующих действий:
—постановка, разъяснение учебных задач и организация их выполнения;
— непрерывное наблюдение за деятельностью занимающихся;
—анализ действий занимающихся, оценка и корректировка качества их выполнения;
— налаживание взаимоотношений между занимающимися, обеспечение делового настроя, необходимого уровня активности, эмоционального состояния учащихся и т.п.
   Именно от этих элементов деятельности учащихся и педагога в решающей степени и зависит эффективность включённых в занятие физических упражнений. Следовательно, эти элементы деятельности и являются главными элементами содержания физкультурных занятий.
4. Физиолого-психологические процессы и изменения в состоянии занимающихся, которые непрерывно происходят в их организме под воздействием предыдущих элементов содержания (упражнений, деятельности учащихся и педагога).
   Эти процессы и изменения по своей сути и представляют ту основу, благодаря которой достигается решение задач физкультурных занятий. Определённые сдвиги в функционировании различных систем в конечном итоге выражаются в формировании умений и навыков, развитии физических качеств, отражаются на поведении занимающихся и т.п. Все эти процессы и изменения представляют собой внутреннюю, скрытую сторону содержания занятий. Однако именно в них находит отражение эффективность использованных физических упражнений и плодотворность деятельности педагога и занимающихся. Именно эти изменения служат важным ориентиром для планирования и организации дальнейшей деятельности. Назад