Электронное учебное пособие по физической культуре для педагогов дошкольного образования

Роль физической культуры в жизни общества

   Физическая культура, наряду с материальным и духовным видами культуры, представляет собой исключительно разностороннее явление и всегда занимала важное место в жизни людей. Существует даже мнение, что именно физическая культура является самым первым видом культуры личности и общества, представляя собой базовый, фундаментальный слой, интегрирующее звено общей культуры. Подтверждением справедливости такого мнения служат факты, свидетельствующие о том, что различные ее элементы имели место и играли важную роль на всех этапах зарождения и развития человечества, начиная с самых древних времен.
   Имеющиеся в распоряжении ученых сведения позволяют заключить, что физическая культура возникла около 40 тысяч лет до нашей эры. Уже сам факт зарождения и последующего развития ее элементов в быту первобытных людей задолго до появления государственных форм физического воспитания (их появление относится к первому тысячелетию до н.э.), свидетельствует о насущной потребности, объективной необходимости физической культуры в жизни первобытного общества. Громадное значение она имеет и в жизни современных людей. Сейчас трудно представить цивилизованное общество, в котором не придавалось бы большого значения физическому воспитанию подрастающих поколений, не культивировались самые разнообразные виды спорта, не проводились спортивные соревнования, массовые физкультурно-спортивные мероприятия и т.п.
   В природе нет такого явления, суть которого можно понять, не разобравшись в причинах его возникновения. Поэтому для правильного понимания роли и значения физической культуры большое значение имеет рассмотрение вопроса о причинах ее зарождения в недрах первобытного общества Они тесно связаны с проблемами воспитания и заключаются в следующем.
   Одним из главных условий успешного развития общества на любом из этапов его существования является процесс передачи накопленного опыта от поколения к поколению. В противном случае каждое новое поколение вынуждено было бы вновь и вновь изобретать лук и стрелы Однако такой опыт не может быть передан по наследству биологическим путем(так, как наследуются, например, признаки похожести от родителей к детям). Поэтому человечеству понадобились принципиально иные надбиологические механизмы социального наследования. Таким механизмом стало в о с п и т а и и е .
Уже на самых начальных стадиях существования людей появляются средства, способы и приемы, при помощи которых опыт предыдущих поколений по совершенствованию орудий труда, преодолению сил природы, подчинению их воле человека и т.п., передавался подрастающим поколениям. Эти средства, способы и формы и легли в основу возникновения организованных форм обучения и воспитания.
Н   а ранних этапах развития человеческого общества такое воспитание было преимущественно ф и з и ч е с к и м. Главным его средством стало физическое упражнение. Возникновение и целенаправленное использование физических упражнений способствовало повышению эффективности трудовой и военной деятельности и, тем самым, явилось главным фактором выживания и развития первобытного человека. Их появление знаменует собой самый первый и самый знаменательный шаг в деле зарождения физической культуры в обществе первобытных людей.
В связи с этим обстоятельством вопрос о возникновении физических упражнений является ключевым в понимании роли и значения физической культуры в жизни человеческого общества. Неслучайно он всегда занимал внимание многих ученых: педагогов, социологов, политиков и др., приобретая серьезное философское значение. При этом многие ученые- философы и авторы международных трудов по истории физической культуры, придерживающиеся идеалистических позиций, пришли к выводам о том, что проблема происхождения физических упражнений может быть рассмотрена, исходя из трех гипотез : из теории игры, из теории излишней энергии и из теории магии . Одни из них считают главной причиной возникновения физических упражнений и движущей силой развития физической культуры данный человеку от природы инстинкт упражняемости, или стремление к игровой деятельности в детском возрасте. В их представлении физическое воспитание предстает как явление чисто биологическое, не вытекающее из общественных потребностей людей. Другие главной причиной возникновения упражнений (особенно спортивных) считают, якобы, присущее человеческой природе стремление к борьбе, соперничеству с другими людьми. Третьи связывают появление физических упражнений с религией, с традициями выполнения всевозможных двигательных действий во время совершения культовых и религиозных обрядов и т.п.
Однако правильно понять причины возникновения физических упражнений и место физического воспитания в жизни людей можно только с позиций диалектико-материалистических взглядов на природу и общество.
   В соответствии с этими взглядами точкой отсчета возникновения физических упражнений, а с ними физической культуры в целом, является момент осознания первобытными людьми эффекта упражняемости. Именно в тот момент, когда первобытный человек впервые осознал, что предварительное выполнение трудовых двигательных действий (например, метание копья в наскальный рисунок животного) способствует повышению результативности процесса труда (самой охоты), и возникли физические упражнения. Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности действия. А как только эти действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они стали непосредственно влиять уже не на предмет труда, а на самого человека и, тем самым, превратились из трудовых действий в физические упражнения. Теперь двигательные действия оказались направленными не на производство материальных ценностей, а на совершенствование свойств организма самого человека (развитие силы, точности, ловкости, сноровки и т.п.), его человеческой природы. В этом и состоит главное отличие физических упражнений от трудовых, бытовых и любых других двигательных действий.
Таким образом, рассмотрение вопроса о возникновении физических упражнений, физической культуры, спорта с идеалистических позиций на основе, якобы, присущего человеку от природы стремления к игровой и соревновательной деятельности, к агрессивному соперничеству и т.п., является принципиально неверным.
Истинной причиной их возникновения и развития явились объективно существующие насущные потребности общества, связанные с необходимостью подготовки человека к более успешной трудовой и военной деятельности. Можно смело утверждать, что физические упражнения и физическое воспитание явились теми главными факторами, которые способствовали выживанию человечества на заре его развития.
Не меньшее значение физическое воспитание, физическая культура, спорт имеют в настоящее время. Это обусловлено следующими обстоятельствами.
   В процессе своего видового развития человек во многом стал именно человеком (Homo sapiens - человек разумный) благодаря тому, что не пошел, как другие животные, по пути только пассивной адаптации к условиям существования. На определенном этапе своего развития человек стал вначале активно ограждать себя от влияния окружающей среды (одежда, жилище и т.п.), а затем и приспосабливать ее к своим нуждам. До определенной поры это играло положительную роль. Однако в настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о губительности такого способа адаптации. Дело в том, что, создавая за счет своего интеллекта оптимальную среду своего существования посредством улучшения комфорта, лекарственных средств, бытовой химии и т.п., человек постепенно накапливает в своем генофонде потенциал вырождения. Имеются сведения о том, что из всех мутаций, которыми в настоящее время сопровождается эволюционное развитие человека как биологического вида, только 13 % идут со знаком плюс , а остальные 87 % - со знаком минус. К тому же огромное разрушающее воздействие на организм человека оказывает резкое уменьшение двигательной активности, вызванное комфортностью условий жизни и другими следствиями научно-технической революции. Дело в том, что человеческий организм запрограммирован природой на систематическую и интенсивную двигательную активность. Это обусловлено тем, что на протяжении тысячелетий человек вынужден был напрягать все свои силы для того, чтобы выжить или обеспечить себя самым необходимым. Еще в прошлом ( Х1Х) столетии 95 % всего валового продукта, производимого человечеством, добывалось за счет мускульной энергии и только 5 % - за счет механизации и автоматизации трудовых процессов. В настоящее время эти цифры уже изменились на прямо противоположные. В результате природная потребность организма в движениях не удовлетворяется. Это приводит к повреждениям его функциональных систем, прежде всего сердечно-сосудистой, появлению и все болшему распространению неизвестных ранее заболеваний. Следовательно, все более совершенствуя комфортность среды своего существования, человек, образно говоря, роет себе все более глубокую экологическую яму, которая потенциально может стать могилой для человечества.
Положение еще более осложняется тем, что в искусственно созданной человеком среде существования крайне ограничены возможности для предотвращения его инволюции в менее совершенное существо. И здесь любые достижения научно-технического прогресса бессильны. Они скорее способны усугубить положение, чем улучшить его. Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально изменить процесс физической деградации человека. В лучшем случае они могут лишь замедлить его.
На этом довольно мрачном фоне есть лишь одно обнадеживающее обстоятельство, способное предотвратить катастрофу. Это интенсивное и целенаправленное использование средств физической культуры для удовлетворения природной потребности человеческого организма в движении.
На поразительную эффективность физических упражнений и их исключительно благотворное влияние на человека указывал знаменитый французский врач XVIII века Симон Андре Тиссо. Это ему принадлежит удивительное по глубине и прозорливости высказывание о том, что движение как таковое может по своему действию заменить любые средства, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения. Сейчас, на рубеже третьего тысячелетия, в условиях процветания гиподинамии и эпидемий ранее неведомых болезней, эти слова звучат в высшей степени убедительно и своевременно.
Изложенные представления являются, пожалуй, самым весомым и убедительным аргументом, свидетельствующим о той исключительной роли, которую играет физическая культура в жизни современного человека и общества

    Использование средств физической культуры для всестороннего развития личности.
   Успешность разносторонней деятельности – физической, интеллектуальной, духовной, во многом зависит от состояния здоровья человека и уровня его физической подготовленности. Не случайно с древних времен известна истина: “В здоровом теле здоровый дух”. Этим объясняется исключительно важная роль физического воспитания как неотъемлемой части комплексных воспитательных воздействий, направленных на разностороннее развитие человека.
Идеал всестороннего гармонического развития личности на протяжении многих тысячелетий существовал в представлениях и чаяниях многих поколений людей. В жизни современного общества он приобрел значение конкретной цели всей социальной практики воспитания.
В соответствии с ней, ц е л ь ю физического воспитания, как составной части комплексной системы воспитательных воздействий (наряду с нравственным, умственным, трудовым, этическим, эстетическим видами воспитания) является содействие всестороннему и гармоническому развитию личности на основе использования средств физической культуры. Направленность на достижение этой цели находит свое отражение в одном из ведущих принципов отечественной системы физического воспитания – принципе всестороннего гармонического развития личности.
Как уже было показано, физическое воспитание представляет собой одну их самых древних форм целенаправленного воздействия на подрастающие поколения. В той или иной степени она находила свое воплощение во всех общественно-экономических формациях. В этом нет ничего удивительного, т.к. каждое общество всегда нуждалось в здоровых, физически сильных и умелых гражданах, готовых к выполнению самых различных обязанностей, и поэтому проявляло заботу о физическом воспитании подрастающих поколений.
Вместе с тем, всестороннее развитие человека необходимо прежде всего ему самому. Чем шире и разностороннее интересы человека, чем больше он знает и умеет, тем легче ему претворить в реальность свои жизненные планы, тем более насыщенной и интересной является его жизнь. В этом ярко проявляется единство и тесная взаимосвязь интересов общества и каждого отдельного человека в деле успешного решения задач по формированию гармонической и разносторонней личности.
Естественно то, что основным предназначением физического воспитания является целесообразное воздействие прежде всего на физическую природу человека, развитие его двигательных способностей. Недостаточный уровень их развития отрицательно сказывается на работоспособности, ограничивает возможности активной разносторонней деятельности. У таких людей медленнее вырабатываются необходимые трудовые навыки.
Однако, в отличие от прежних времен, в современном обществе совершенствование физических кондиций человека, активное и эффективное использование средств физической культуры для нормализации функций организма, оптимизации его состояния, рассматриваются не только как узко утилитарная (практическая) цель повышения дееспособности работника в сфере производства, но и как важнейшее условие повышения уровня общей культуры человека.
   Всестороннее развитие человека в современном обществе представляет собой не просто потребность, но и необходимое условие общественного прогресса. Решая специфические задачи физического воспитания, тренируя свой организм с целью достижения спортивного или оздоровительного результата, необходимо постоянно помнить о единстве всех сторон воспитания. Естественной предпосылкой неразрывной взаимосвязи всех сторон воспитательных воздействий является объективно существующее единство физического и духовного развития человека, неотъемлемость духовной сферы от ее материальной основы – тела человека.
   При этом физическое воспитание выступает как базовое, интегрирующее звено, содержащее громадный потенциал формирующего, воспитательного воздействия на личность. Такая его базовая роль обусловлена тем, что в отличие от других видов воспитательных влияний, воздействие средствами физического воспитания реализуется, прежде всего, в материализованном виде. Результаты такого воздействия находят отражение в совершенствовании многих физиологических функций, в том числе и тех, которые обеспечивают функционирование психических процессов, эффективную интеллектуальную деятельность, нормальное душевное состояние человека, обеспечивая его физическое и духовное здоровье. Благодаря этому совершенствуется своеобразная материальная основа для всего многообразия форм воспитательных воздействий.
   Наряду с этим, целенаправленное использование средств физической культуры оказывает и прямое воспитательное воздействие на личность. Широко известно их благотворное влияние на формирование морально– волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости в достижении цели, дисциплинированности, коммуникабельности, общественной активности, формирование активной жизненной позиции и др. Все это обусловливает важную роль физического воспитания в реализации задач всех других форм воспитательной работы.
   Свой весомый вклад физическое воспитание вносит в нравственное формирование личности, являющееся стержневым элементом всей системы воспитательных воздействий. Так, необходимость неукоснительного выполнения правил соревнований, следование принципам “Фэйр Плей” (честная игра) в процессе подготовки и участия в соревнованиях способствуют формированию нравственно–этических принципов и навыков поведения.
   Важнейшая роль физического воспитания проявляется и в решении задач трудового воспитания, формировании деятельной, общественно полезной личности.
   Физическое воспитание неразрывно связано с эстетическим. Красота здорового человеческого тела, грациозность и ловкость движений всегда служили источником для вдохновения художников и артистов, всех, кто соприкасается с ними.
   Систематические занятия физическими упражнениями способствуют формированию многих санитарно–гигиенических навыков и привычек, лежащих в основе здорового образа жизни (ЗОЖ) и являющихся отличительной чертой современного, интеллигентного человека.
   В той или иной мере занятия физическими упражнениями связаны со всеми другими сторонами воспитательного воздействия на человека и тем самым вносят свой весьма существенный вклад в формирование социально активной личности, сочетающей в себе и физическое, и социальное, и духовное здоровье, всемерно способствуя достижению главной цели всей системы воспитательной работы – формированию всесторонне развитой личности.

    Значение занятий физическими упражнениями для здоровья человека.
   По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) з д о р о в ь е - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Специальные исследования показали, что основной причиной низкой успеваемости у 85% учащихся общеобразовательных школ является слабое здоровье. От общего состояния здоровья и физических возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и результативность умственной деятельности.
Движения, мышечные напряжения, физическая работа были и остаются важнейшим условием поддержания нормального состояния человеческого организма. Известные афоризмы: “Движение - жизнь”, “Движение - залог здоровья” и др., отражают общепризнанность и неоспоримость значения двигательной активности для здоровья человека.
О том, что жизнь требует движения, утверждал ещё Аристотель. С тех древних времён известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности человеческого организма.
   Уже довольно давно усилиями мыслителей и естествоиспытателей добыты ценнейшие данные о том, что “работа строит орган”, что “частое и неослабевающее употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления”. Это положение составляет суть того, что великим французским естествоиспытателем Ж-Б Ламарком определено как “первый закон - закон упражнения”. Позже в деталях было понято и описано удивительное свойство живых систем, которое заключается в том, что в отличии от технических механизмов они не только не изнашиваются от работы, но и совершенствуются, развиваются благодаря свойственной живому способности с превышением восполнять то, что утрачено им в процессе работы (явление “суперкомпенсации” или “избыточной компенсации” по А.А.Ухтомскому).
   Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь влияют на опорно-двигательный аппарат, его мышечную систему. Во время их выполнения усиливается кровоток. Кровь приносит к мышцам значительно больше кислорода и питательных веществ. При этом в мышцах открываются дополнительные, резервные капилляры , количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ, повышение эффективности функционирования различных органов и систем.
Следовательно, физические упражнения действуют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом, вызывая изменения не только в структуре мышц, суставов, связок, но и во внутренних органах и их функциях, обмене веществ, имунной системе.
   Усиление мышечной деятельности при выполнении физических упражнений заставляет работать с дополнительной нагрузкой сердце, лёгкие и другие органы и системы организма, повышая тем самым его функциональные возможности, сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. У физически тренированных людей наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания, действия проникающей радиации на состав крови, устойчивость к перегреванию, охлаждению.
   Таким образом, под влиянием физических нагрузок увеличивается работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количества эритроцитов , повышается фагоцитарная (защитная) функция крови. Под влиянием физических упражнений совершенствуются не только функции, но и строение внутренних органов.
Если же двигательная система организма бездействует, ухудшается питание мышц, постепенно уменьшается их объём и проявляемая ими сила, снижается эластичность и упругость, мышцы становятся слабыми и дряблыми. Ограничения в движении (гиподинамия), пассивный образ жизни постепенно приводят к предпатологическим и патологическим изменениям в организме.
   Физические упражнения не только активизируют физиологические процессы, но и активно способствуют обеспечению восстановления утраченных функций. Всякое заболевание сопровождается нарушением функций с последующей (в период выздоровления) их компенсацией. Физические упражнения, повышая общий тонус, стимулируют защитные силы организма, насыщая кровь пластическими (строительными) материалами, способствуют ускорению восстановительных процессов, ускоряя тем самым выздоровление.
   Следовательно, физические упражнения выступают в роли эффективного средства неспецифической реабилитации и профилактики множества функциональных расстройств и заболеваний, а лечебная физическая культура (ЛФК) рассматривается как эффективный метод восстановительной терапии. ЛФК находит всё более широкое применение в практике работы больниц, поликлиник, санаториев, врачебно-физкультурных диспансеров.
   По вопросу стратегии борьбы за здоровье человека, охраны самой человеческой природы учёные всего мира на редкость единодушны. Подавляющее большинство из них главным источником развития и укрепления ресурсов здоровья видит в систематической физической активности на протяжении всей индивидуальной жизни.
   Вместе с тем, многочисленные морфологические, биохимические, физиологические исследования свидетельствуют, что положительные изменения в организме происходят только под воздействием умеренных, оптимальных по величине нагрузок. Большие нагрузки, приводя к весьма значительным сдвигам в структурах и химизме тканей работающих органов, нередко являются причиной нарушения обмена веществ, чрезмерной гипоксии тканей, нарушения функционирования многих органов и систем.
   Очень интенсивные физические нагрузки, оказывая столь глубокое воздействие на физиологические процессы, могут привести к развитию состояния перетренированности, которое характеризуется физическим и нервным истощением, подавленным психическим состоянием, плохим самочувствием, нежеланием заниматься. В таком состоянии происходит снижение общей сопротивляемости организма различным инфекциям. Этим объясняется парадоксальный факт высокой степени подверженности спортсменов простудным и инфекционным заболеваниям. Перетренированность является также одним из главных факторов травматизма на занятиях физическими упражнениями.
   Подводя итог изложенного в данном разделе можно констатировать, что оздоровительный эффект от систематических занятий физическими упражнениями заключается главным образом в следующем.
— Физическая активность задерживает развитие коронарного атеросклероза и, тем самым, предупреждает возникновение многих болезней сердца. — Увеличивается жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), повышается эластичность межрёберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивается дыхательная мускулатура и, как следствие всего этого, улучшается процесс газообмена в лёгких. —Под влиянием тренировок улучшается функция поджелудочной железы, вырабатывающей инсулин - гармон, расщепляющий глюкозу. Благодаря этому улучшаются условия накопления и рационального расходования энергии организма. — Улучшается работа печени - главной биохимической лаборатории организма. Активизируется выработка ферментов и других важных биологически активных веществ, ускоряется очистка организма от шлаков, образующихся в процессе жизнедеятельности. — Снижается содержание холестерина в крови. Под влиянием тренировок жиры не откладываются в сосудах или подкожной клетчатке мертвым грузом, а расходуются организмом. Систематические занятия физическими упражнениями способны исправить многие физические дефекты организма человека, как врождённые, так и приобретённые.
Имеется и множество других весьма полезных следствий от регулярных занятий физическими упражнениями. Их перечисление заняло бы множество страниц. Вряд ли в этом есть необходимость, так как и тех, которые были отмечены, вполне достаточно для понимания исключительной роли средств физической культуры для укрепления здоровья, профилактики множества заболеваний, активного, творческого долголетия.
    Основные понятия теории физической культуры.
   Для изучения вопросов теории и практики физической культуры большое значение имеет правильное понимание основных, исходных понятий. Их по возможности более четкое и строгое определение является одной из важнейших проблем теории физической культуры, которая является относительно молодой и окончательно еще не сформировавшейся областью знаний. В таких условиях предельная точность представлений о том или ином термине позволяет облегчить обсуждение и понимание сложных проблем, помочь глубже проникнуть в их сущность. Овладение понятиями способствует конкретизации мысли, облегчает общение и взаимопонимание.
   Основными понятиями теории физической культуры являются : “физическая культура”, “физическое воспитание”, “физическое развитие”, “физическое совершенство”, “физическая подготовка”, “физкультурная деятельность”, “спорт”. Каждое из этих понятий отражает одну из сторон деятельности людей, направленной на совершенствование личности, сохранение или изменение свойств и возможностей организма.
В представленном ряду самым широким, собирательным и многогранным является понятие “ ф и з и ч е с к а я к у л ь т у р а” . В специальной литературе существуют десятки определений этого понятия, многие из которых существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно иметь правильное представление о стержневых, фундаментальных основах его содержания.
   Для более глубокого и правильного представления о содержании этого понятия его целесообразно сравнить с понятием “культура”. В свою очередь, для лучшего представления о понятии “культура”, его полезно сопоставить с понятием “природа”. К явлениям природы, как известно, относится все то, что существует по естественным, независящим от человека законам, и не является результатом его (человека) преобразовательной деятельности, то есть все живое и неживое в окружающем мире, не преобразованное человеком. Исходя из этого, можно говорить, что к явлениям культуры (в самом широком смысле) относятся способы и результаты преобразовательной деятельности человека, которую он осуществляет с целью удовлетворения своих потребностей и устремлений. В таком случае, к явлениям физической культуры (как элемента общей культуры) относятся те способы, виды и результаты человеческой деятельности, которые направлены на преобразование человеком своей собственной природы. Это та часть общей культуры, которая воздействует непосредственно не на предметы внешней природы, а на самого человека, являющегося частью этой природы, на его качества, возможности, способности.
   На основании изложенного можно заключить, что ф и з и ч е с - к а я к у л ь т у р а – это органическая часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей. В этом определении отражено самое широкое представление, объединяющее в себе все виды и формы проявления физической культуры. Из него следует, что физическая культура базируется как на материальных, так и на духовных основах. Поэтому и в деле формирования физической культуры личности очень важно помнить о единстве и взаимообусловленности биологического и социального в человеке, которые находят свое отражение в двигательном и интеллектуальном компонентах физической культуры. При формировании ее двигательного компонента воздействие оказывается, в основном, на физическую природу человека. Это достигается путем целенаправленного, систематизированного освоения различных двигательных действий и развития разносторонних физических способностей. Когда же воздействуют с целью формирования интеллектуального компонента, усилия акцентируют прежде всего на формировании специальных знаний и умений их использования с целью самосовершенствования.
   Наряду с таким широким понятием в практике общественной жизни сформировалось и другое, значительно более узкое представление о содержании понятия “физическая культура”. Более того, именно это более узкое представление чаще всего подразумевается при употреблении данного термина в повседневной жизненной практике. Поэтому представляется целесообразным дать определение и ему. Ф и з и ч е с к а я к у л ь т у р а (в узком смысле слова) - это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная, систематическая двигательная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма ( авторская редакция - АР)Именно такой смысл чаще всего подразумевается людьми, когда речь заходит о занятиях физической культурой. Однако при этом надо помнить, что в таком своем содержании понятие “Физическая культура” уже не является собирательным. В него уже не входят многие важные элементы и, прежде всего, такие, как “физическое воспитание”, “спорт” и др.
Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного использования средств физической культуры осуществляется в процессе ф и з и ч е с к о г о в о с п и т а н и я . Следовательно, этот процесс выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Это находит свое отражение в улучшении здоровья, повышении уровня развития физических качеств, двигательной подготовленности, более гармоничном общем развитии и т.п.
   По отношению к этому термину также существует множество определений. Главной причиной такого положения является широта и многогранность рассматриваемого понятия. Обобщение различных взглядов по этому вопросу позволяет сделать вывод о целесообразности формулирования определения этому понятию, как и в случае с понятием “физическая культура”, в широком и узком смыслах слова. В соответствии с таким подходом, ф и з и ч е с к о е в о с п и т а н и е ( в широком смысле слова ) &mdash это вид воспитательной деятельности, специфической особенностью которой является управление процессом использования средств физической культуры с целью содействия гармоническому развитию человека. (АР) Ф и з и ч е с к о е в о с п и т а н и е (в узком смысле слова ) &mdashэто педагогический процесс, содержанием которого является развитие и совершенствование двигательных возможностей человека.(АР)
   Ф и з и ч е с к а я п о д г о т о в к а &mdash это одна из разновидностей физического воспитания, имеющая выраженную прикладную направленность, содержанием которой является целенаправленное освоение движений и развитие физических способностей применительно к определенному виду деятельности (АР).
   Исторически физическое воспитание возникло и развивалось прежде всего в связи с потребностями общества в полноценной физической подготовке людей к труду. По мере развития общества функции и физического воспитания и физической подготовки значительно расширялись и дифференцировались. В настоящее время физическая подготовка представляет собой один из основных факторов формирования разнообразных двигательных умений и навыков, а также комплексного развития физических качеств с целью расширения и увеличения двигательных возможностей человека. В этом своем качестве она получила название “общая физическая подготовка” (ОФП). Кроме этого существует множество ее “специализированных” разновидностей, например, таких, как : общая и специальная виды подготовки в спортивной деятельности, физическая подготовка людей умственного труда и т.п.
В конечном итоге физическая подготовка находит свое выражение в той или иной степени д в и г а т е л ь н о й п о д г о т о в л е н н о с т и , представляющей собой определенный уровень сформированности жизненно важных и прикладных (по отношению к какому-либо виду деятельности) двигательных умений и навыков, достигнутый уровень развития физических качеств и работоспособности (АР).
   Ф и з и ч е с к о е р а з в и т и е – это закономерный процесс изменения морфофукнкциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни .
Этот процесс характеризуется количественными и качественными показателями. Внешними количественными показателями физического развития являются изменения размеров и массы тела. Качественные показатели характеризуют изменение функциональных возможностей организма, которые выражаются в изменениях отдельных физических качеств (например, силы, быстроты, выносливости), а также общего уровня работоспособности.
Организм беспрерывно совершает возрастную эволюцию. Каждому отрезку жизненного пути свойственны свои показатели физического развития. При этом они могут отражать как прогрессивные, поступательные изменения, так и регрессивные, приводящие к старению и деградации тканей и функций организма.
   Детский и юношеский возраст характеризуются большой активностью обмена веществ, энергией роста и поступательного развития всех органов и систем. Но уже с первых дней жизни возникают и прямо противоположные процессы. Накапливаясь многие годы, эти вначале мелкие количественные изменения постепенно приводят к качественно новой физиологической стадии развития организма – к старости.
   Физическое развитие обусловлено множеством факторов, как биологического, так и социального характера. В зависимости от всей совокупности этих факторов и условий физическое развитие может быть всесторонним, гармоничным или односторонним, ограниченным и дисгармоничным.
Показатели физического развития имеют очень большое значение для оценки качества жизни того или иного общества. Уровень физического развития, наряду с такими показателями как рождаемость, заболеваемость, смертность, является одним из основных показателей социального здоровья общества.
   Ф и з и ч е с к о е с о в е р ш е н с т в о – это высшая степень гармонического физического развития и всесторонней двигательной подготовленности человека(АР). Его достижение является одним из наиболее существенных результатов полноценного процесса физического воспитания.
Физическое совершенство предполагает высокий уровень здоровья, биологической надежности организма, его морфофункциональных систем, максимальное раскрытие наследственных возможностей и предпосылок. Этот уровень должен достигаться в соответствии с закономерностями всестороннего развития личности (нравственного, умственного, эстетического и др.) и условиями жизнедеятельности.
В    таком понимании физическое совершенство приобретает значение одной из фундаментальных основ личности, обеспечивающих ей возможность для осуществления активной преобразующей, социально значимой деятельности.
   На современном этапе развития физической культуры все более весомое значение приобретает такое понятие как “ф и з к у л ь т у р н а я д е я т е л ь н о с т ь”. Это понятие, наряду с понятиями: “физическое воспитание”, “физическое совершенство”, является одним из ключевых для понимания сути физической культуры, механизмов ее функционирования и предназначения в жизни общества. Это обусловлено тем, что физкультурная деятельность, направленная на решение задач физического воспитания, достижение физического совершенства, является тем системообразующим фактором, который объединяет все компоненты физической культуры.
   Ф и з к у л ь т р н а я д е я т е л ь н о с т ь – это форма отношения человека к окружающей действительности, в процессе которой осуществляется создание, сохранение, усвоение, преобразование, распространение и потребление ценностей физической культуры (АР).
   Только на основе должным образом организованной физкультурной деятельности возможна успешная реализация процессов физического воспитания, физической подготовки, спортивной тренировки и т.п. Только через активную физкультурную деятельность возможно приобщение человека к ценностям физической культуры, превращение их в достояние конкретной личности.
   Однако следует помнить, что создаваемые людьми предметные ценности представляют собой лишь внешнюю форму культуры. Ее действительным и наиболее ценным содержанием является совершенствование самого человека. И здесь деятельная сторона является ведущей в формировании физической культуры личности, ибо только через деятельность человек удовлетворяет свои потребности, передает накапливаемый опыт, совершенствует свою природу.
   Таким образом, физкультурную деятельность необходимо рассматривать как один из основополагающих видов человеческой деятельности, имеющий место на протяжении всей жизни человека, играющий на разных этапах его развития неодинаковую, но всегда очень весомую роль, обеспечивая приобщение к ценностям физической культуры, эффективное развитие органов и систем, высокий уровень здоровья и работоспособности, достойное место в обществе и др.

В системе основных понятий физической культуры особое место занимает термин “с п о р т” .
   В России он известен сравнительно недавно – с 1893 года, когда его определение появилось в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. До настоящего времени неизвестно точное время и место возникновения этого термина. Одни ученые отмечают его английское происхождение, другие – французское.
   Интересно первоначальное толкование этого термина в энциклопедическом словаре : “ Спорт – это всякое занятие, имеющее целью увеселение без выгоды”. При этом выделялись два вида таких занятий:
подвижные – разные телесные занятия, и неподвижные – разведение животных, садоводство, коллекционирование и т.п.
   Такое определение этого понятия бытовало в России до 1924 года, когда русский ученый Г.А.Дюпперон в своей работе : “Краткий курс истории физических упражнений” дал принципиально новое определение термину “спорт”, которое оказалось весьма близким к современным представлениям о его содержании.

    С п о р т – это многогранное общественное явление, составляющее неотъемлемый элемент физической культуры общества, специфическим содержанием которого является соревновательная деятельность и подготовка к ней(АР). В таком представлении термин “спорт” входит в содержание понятия “физическая культура” в его широком понимании. Вместе с тем, необходимо иметь ввиду, что в последнее время спорт все больше приобретает свое самостоятельное значение. Бурно развиваясь, он занял видное место, как в физической, так и в духовной культуре общества. При этом его общественное значение продолжает стремительно расти. Поэтому в представлениях многих специалистов “спорт” является понятием не только самостоятельным, но и значительно более широким, чем само понятие “физическая культура”. И действительно, спорт приобрел в настоящее время универсальное значение, имеет всеобъемлющий характер. Вопросы развития спорта обсуждаются в Организации Объединенных Наций. Они имеют отражение в Конституциях многих стран, программах политических партий и т.п. Спорт имеет огромное общественное значение как деятельность, раздвигающая границы человеческих возможностей. В сфере спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют мощнейшие стимулы, как материального, так и духовного характера.
   И все-таки, по большому счету, спорт имеет смысл только до тех пор, пока выполняет роль одного из наиболее действенных разновидностей воспитания, пока является неотъемлемой и наиболее действенной частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности. А в таком своем качестве он, несомненно, входит в содержание понятия “физическая культура” в его широком смысле.
   В системе спорта выделяется несколько типов спортивной деятельности – типов спорта. Это: массовый спорт или спорт “для всех”; детско–юношеский спорт; спорт высших достижений; профессиональный спорт. Каждый из этих типов определяется особенностями целевых установок и критериев оценки эффективности; ведущими функциями; особенностями контингента занимающихся; особенностями материального обеспечения; особенностями значения для занимающихся.
   Кроме этого существует представление о системе видов спорта. В настоящее время на международной арене официально зарегистрировано существование около 70 видов спорта В действительности с учетом сугубо национальных видов спорта их значительно больше. Например, в нашей стране их функционирует больше 100.
   Виды спорта различаются по предметной основе соревновательной деятельности, т.е. по присущим только данному виду способам ведения борьбы и правилам соревнований. Все виды спорта можно объединить в несколько групп по следующим признакам:
—виды, где результат зависит прежде всего от двигательных возможностей спортсмена (гимнастика, легкая атлетика, единоборства и т.п.);
—виды, в которых основным содержанием являются действия по управлению техническими средствами (мотоцикл, автомобиль, яхта, самолет и т.п.);
—виды, где основным содержанием являются действия, направленные на поражение цели из спортивного оружия ;
— виды, основанные на абстрактно-логическом обыгрывании соперника (шахматы, шашки и др.).
    В теории физической культуры существует и множество других понятий. Однако их рассмотрение в данном разделе пособия нецелесообразно из-за их многочисленности и более частного характера по сравнению с основными. Многие из них будут рассмотрены при освещении тех или иных конкретных вопросов, к которым эти понятия имеют непосредственное отношение. Назад